Данияр АШИМБАЕВ. Не круглая. Но эпохальная

В этом месяце ООН исполняется 75 лет — дата, как говорится, не слишком круглая, но достаточно эпохальная. Организация была создана сразу после Второй мировой войны как основа новой мировой системы безопасности и регулирования конфликтов. Мир, правда, сразу же разделился на два блока, а экономика тихо уплыла под контроль других международных организаций. Авторитет ООН, тем не менее, укрепился и в годы Холодной войны организация играла роль кота Леопольда, поскольку чего-чего, а конфликтов как в рамках противостояния СССР и США, так и «автономных», было с избытком.

Главное для ООН было в том, что ее авторитет признавался в качестве инстанции, которая возвышалсь над национальным суверенитетом. Значимость организации подчеркивалась и тем, что сверхдержавы отправляли в качестве своих представителей цвет своей дипломатии, а в США глава представительства в организации периодически получал ранг члена правительства. Конечно, если уж та или иная сторона очень хотела повоевать (как Иран с Ираком, к примеру), то мнение ООН ее не очень интересовал. Зато при урегулировании авторитет организации очень пригождался.

После распада Варшавского договора и СССР на первые роли вышли США, которым ООН в каких-то вопросах стала казаться обузой. Международное право, о котором все любят говорить, в значительной степени основано на силе — военной, экономической и политической.​ Но теперь возникла необходимость соблюдения определенных правил приличия: не только победить в войне, но и подвести под нее моральное и правовое обоснование, обеспечить более или менее развернутую коалицию сторонников, а в идеале — получить мандат ООН.

То же самое и с признанием легитимности новых правительств: если последнее признано правильным и хорошим и признано таковым правильным страной, то термин «переворот» легко сменяется понятием «революция» — и проблема решена, причем независимо от того, были ли проведены хотя бы формальные выборы. Международная политика и право стали выглядеть академичней, солидней, но основы их остались неизменными со времен первых цивилизаций. Но это не значит, что по новым правилам играть не нужно. Не нужно делать из них фетиш, это да.

Безопасность и международное положение гарантированы не членством в ООН или даже отказом от ядерного оружия, сколько выбранным политическим и экономическим курсом: республика встроила свои недра в мировую глобальную экономику, причем диверсифицировав инвесторов. Сказать, что в экономике республике с внешней стороны доминирует одна страна или корпорация — невозможно. В нефтегазовом секторе есть и США, и ЕС, и КНР, и Россия.

В политическом отношении Казахстан вошел во все международные и региональные объединения, прежде всего — ШОС, ОДКБ и инициированную Назарбаевым СВМДА. В течение ряда лет страна упорно идет по пути евразийской интеграции. С основными игроками и группами игроков Казахстан выстроил конструктивные позитивные отношения, что определяет международную устойчивость страны. Может, по этому нам и «зажали» Нобелевскую премию мира — никому страна «контрольный пакет» не отдала.

А что касается ООН, то взаимоотношения Казахстана и этой организации имеют свою историю. В свое время (1944 г.) МИД республики был создан под потенциальное членство всех союзных республик в ООН, но под давлением Запада Сталин вместо 16 голосов в организации пробил только 3 — для СССР, Украины и Белоруссии. Тем не менее, МИД существует уже 76 лет. Пост министра правда иногда упразднялся (МИДом КазССР периодически руководили вице-премьеры по социальной политике), но казахстанские кадры работали в союзном министерстве и посольствах.

Один из бывших глав МИД КазССР достиг должности союзного посла, некоторые работники трудились в аппаратах международных организаций. Настоящий расцвет казахстанской дипломатии начался после независимости: в марте 1992 г. Казахстан был принят в ООН. Были открыты первые посольства —​ в России, США, КНР и Турции, а в октябре 1992 г, Назарбаев впервые выступал с трибуны генеральной ассамблеи. Республика активно продвигала и поддерживала антиядерное движение, подписала договора о нераспространении ядерного оружия, о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии. В 2011 г. представитель Казахстана — будущий президент Токаев — впервые занял руководящий пост в организации, став заместителем генерального секретаря ООН, генеральным директором отделения ООН в Женеве и генеральным секретарем Конференции по разоружению. А это — что бы не говорили — признание и дипломата, и страны, и ее лидера.

https://www.facebook.com/adaniyar/posts/3236767879679977

Рейтинг: 
Средняя: 3 (1 vote)