ЕСТЬ ИНТЕРНЕТ, ДРУГИХ АЛЬТЕРНАТИВ - НЕТ

Позволю себе заострить свое и ваше внимание на той, что называлась "СМИ и социальные сети".

Поскольку, и с этим трудно спорить, среди многих бурно развивающихся в последнее десятилетие типов интернет-проектов самыми популярными и наиболее простыми и привлекательными для широкого круга пользователей являются ресурсы медийного и "общительного" характера. Этакие сообщающиеся сосуды: поставщики информации и ее потребители, "генераторы" эмоций и их "проводники".

Приглашенные из России спикеры представляли раскрученные проекты и бренды, делились своим опытом и видением как философских, так и вполне прагматичных причин, по которым становятся популярными те или иные сайты, эффективными маркетинговые стратегии, доходными веб-ресурсы и малобюджетными в офф-лайне рекламные кампании, если грамотно подходить к такому тонкому, но мощному инструменту, как социальные сети.

Констатин Максимюк, из пиар-службы ОАО "Вымпелком", признался, что многое для бренда "Билайн" делалось хаотично и интуитивно: решили, что нужно создавать блоги, открывать форумы и работать с энтузиастами на них, как с серьезными и настоящими специалистами из СМИ.

Однако компания принципиально не платит тем людям, которые хотят писать за деньги, и не на меркантильной основе дружит с сообществами пиарщиков и журналистов. Получает отличную обратную связь: плохо провели пресс-конференцию, ей тут же об этом не преминут сообщить. Кейс про гопников и блондинок ТВ отказалось пустить в ротацию, но ролик "пробным шаром" прокатили по Сети совершенно бесплатно, и он имел успех.

Не стоит забывать и о том, что все чаще те же абоненты сотовой связи или клиенты иных компаний привыкли многие текущие процедуры по выплатам, счетчикам и прочим опциям производить через Интернет, а не звонить в call-центр. И это тоже должно учитываться на современном этапе развития любого бизнеса в любой стране. На стадии открытия личный блог 75-летнего основателя и почетного президента "Вымпелкома" Дмитрия Зимина, так что и о возрастных цензах, когда речь заходит об Интернете, говорить не стоит. Есть у торговой марки "Билайн" и свой подкаст "Радиожурналистика 2.0" (ведь кто-то на слух лучше информацию воспринимает, чем визуально).

Константин Максимюк уверен, что традиционные СМИ, в период мировой интернет-пандемии, конечно, не умрут, также как не умер театр, который сегодня можно видеть не только из зала, но и дома, записанным на видео.

Газеты и журналы - тоже адаптируются всеми силами, размечая свои страницы в html-коде, получая обратную связь с читателями. И всем найдется место и возможность всеобщего удобства, баланса интересов и общения по-человечески.

На вопрос "Откуда берутся те или иные форматы, куда деваются и как трансформируются в процессе своего развития", попытался ответить Антон Носик, деятель Рунета, интеллект которого в разное время был приложен к таким известным проектам как "Вести.ру", "Рамблер", "Лента.ру", "Газета.ру". Он представлял компанию "СУП", выкупившую лицензию на обслуживание "кириллического сектора" крупнейшего блог-массива LiveJournal и недавно заявившую о приобретении "Газеты.Ру" у издательского дома "Коммерсант".

Напомнив аудитории о метафоре Жванецкого про то, что все делали одно дело, долбили лед, но кто-то ломом сверху, а кто-то головой снизу, - он провел параллель с развитием Интернета во всем мире и в Казнете.

Никакой вебный контент поначалу не заработает, существует время в течение которого веб-проекту нужно заиметь такой трафик, чтобы рекламодатели захотели с его вдохновителями разговаривать, и этот период может длиться годами.

По мнению Антона Носика, есть три источника сил, времени и денег на раскрутку сайта:

   1. люди, которые истово веруют в будущее своего проекта, поддерживают его самостоятельно, или просто верят полезность своего труда (как инициаторы и создатели http://lib.ru/ - Максим Мошков, http://www.anekdot.ru - Дмитрий Вернер), полные энергии энтузиасты-бессребренники.
   2. верующие в то же самое, но уже иного качества люди - инвесторы (стратегические или финансовые). Первые знают, что есть такой опыт успешный где-то, такой же формат и переносят его на другой рынок. Вторые имеют понимание, что интернет растет, и на развивающихся рынках выгоднее вкладывать средства, чем на уже устоявшихся и поделенных.
   3. фактор политической воли. Чьи-то произвольные решения в основном политического характера. Кто-то понимает, что для них - это задел на будущее, или пользуется паутиной, потому что им по тем или иным причинам не пробиться через традиционные медиа.

Но все источники срабатывают как движущая сила только до прохождения через точку появления денег у самого проекта.

До нее может "загнуться" сайт с любой посещаемостью и раскрученностью, его аудитория не имеет значения, он живет или до несчастного случая (надоест энтузиастам, убьют политика) или до того самого прихода денег. Когда он становится интересен рекламодателю. И в этом бульоне роли перераспределяются. Перестают быть принципиальными мечты и желания его создателей. Есть аудитория, обусловленная капитализацией ресурсов, и в такой ситуации мотивация не имеет значения - все ресурсы начинают делиться на большие и малые. А рекламодателю, кстати, далеко не всегда важна посещаемость: 1,5 млн посетителей "Московского Комсомольца" проигрывают 60 тысячам "Коммерсанта".

Большая очередь возникает лишь там, где дают то, в чем ощущается острая нехватка, как во времена советского дефицита на ковры-машины. А для того, чтобы возник дефицит и выстроились очереди, требуется не искусственно ограничивать количество товара, но "попадать" в аудиторию - дабы удовлетворить четкий конкретный спрос.

И путей достижения этой цели всего два. Внимательно изучать локальный спрос (любой поисковик, пусть тот же Яндекс, в помощь - всегда расскажет куда ходят и что ищут) - это 30% успеха, и еще 70% - "пробники". Пробовать, думать, снова пробовать и выяснять, что лучше и нужнее, на что живее отклик.

Дмитрий Степанов, исполнительный директор "Афиша диджитал" поделился опытом своего издания, когда одновременно с запуском журнала "Афиша" был открыт 9 лет назад и сайт http://www.afisha.ru/, на который теперь ходят 2 млн. человек в месяц, а в день - 100-120 тысяч. И, между прочим, 80-90% покупателей журнала - активные и продвинутые пользователи Сети. Умирают газеты бесплатных объявлений, и на Западе и в России. А в США самые быстро растущие рынки рекламы - это глянцевые журналы и интернет.

Фестиваль "Пикник Афиши" стал крупнейшим в России музыкальным летним фестивалем, хотя в последний раз на него потратили в 2 раза меньше средств, чем в начале, для продвижения хватило 20 тысяч долларов, но была собрана в 10 раз большая аудитория. Почему? Потому что помогли социальные сети. В Рунете к весне 2008 года насчитывалось 6 миллионов блогов, ежемесячно обновляются 700 тысяч, и с ними можно работать также как со СМИ.

Создавать сообщества и корпоративные блоги, активно участвовать в "чужих" сообществах, привлекать интерес и внимание так называемых "лидеров мнений" или "тысячников" (блоггеров, число подписчиков которых составляет не менее 1000 человек)

Сообщество - бесценный источник информации для тех же рекламщиков или организаторов мероприятий. Можно составить портрет аудитории: сколько ей лет, где она живет, чем занимается, кем работает. А принципы работы просты: будьте с людьми, разговаривайте с ними на нормальном живом языке, а не усыпляйте сухими и скучными словами пресс-релизов, увлекайте их, регулярно подпитывайте информацией, не чурайтесь критики, имейте чувство меры, не перебарщивая с избыточным брендингом и помните о том, что должна быть общая для компании информационная политика.

Корпоративный блог при создании сайта любой компании нужен для того, чтобы развивать диалог, а не монолог, конечные потребители должны иметь возможность реагировать на продукты компании, на то что "в" и с ней происходит.

А вести корпоративный блог под силу всего…одному человеку. Но не ленивому, "в охотку" бегающему за ньюсмейкерами. Заставляющему руководителей компании самолично рассказывать о том или ином событии, создавая эффект присутствия и вызывая чувство общности и причастности у любого рядового члена сообщества.

Альберт Попков создатель и совладелец проекта "Odnoklassniki.ru" свое первое интервью дал небольшому блогу, а на следующий день его (блог) начали цитировать крупнейшие информагентства страны. И это еще один факт в пользу тезиса, что интернет уравнивает возможности: каждый может стать журналистом, издателем или музыкантом, а цель тех, кто создает социальные сети - рассказать людям, что такое интернет, и что бывать в нем в нем интересно и полезно, всегда можно найти предмет и собеседников для увлекательного общения.

Относительно идеи локализации и "высевания" проектов успешных социальных сетей на местной почве (в том же Казнете), Попков сказал, что она не нова и в принципе, прибалтийские страны ее успешно реализовали. Они - лидеры со своим родным языком на своем рынке. Что касается "одноклассников.ру", то команда сейчас работает над упорядочиванием названий городов и образовательных учреждений в регионах. Существует два офиса: в Москве (больше 40 человек) и Риге (чуть меньше 20).

Проблема того, что социальные сети имеют свойство отнимать много времени у рядовых пользователей, в принципе, перед "Одноклассниками.ру" не стоит. Потому что манкирование офисными и должностными обязанностями происходит лишь на начальном этапе, под воздействием "вау-эффекта", от осознания мысли, что ты можешь найти и пообщаться с любым знакомым тебе человеком, главное, чтобы он тоже бывал онлайн. Со временем это проходит…

Опять же существуют разные категории работодателей: одни блокируют сайт, а другие - активно используют. Как, например, рекрутинговые агентства, которые проверяют насколько соискатель и претендент на работу соответствует своему резюме, совпадают ли возраст, интересы, образование, как он выглядит в обстановке (на фото) "без галстука".

Еще для кого-то такие ресурсы, как "В контакте", "Мой мир" и "Одноклассники" вроде записной книжки - там напоминают о днях рождения, можно хранить удаленно, а не на рабочем компьютере сообщения с информацией личного характера.

Кроме того, Альберт Попков привел в пример писательское мнение, считающее, что социальные сети - главный канал распространения книг, причем, более перспективный, чем традиционные издательства.

По поводу концепции и социальной ответственности своего проекта, он сказал следующее: "Можно все, что не противоречит законодательству, здравому смыслу и не вредит другим людям. Но отслеживать все группы сообщества, быть "большим братом" и вводить цензуру - мы не хотим. Если вы увидите призыв к чему-либо незаконному на заборе, вы же не подадите в суд на того, кто его поставил?"

А что касается перспектив любого веб-проекта как бизнеса, то только конкуренция заставляет развиваться, гонит вперед. Неважно, кто ты - лев или антилопа, - обоим надо бежать изо всех сил - догонять или убегать вперед, чтобы никто не дотянулся.
Алена АУКЕНОВА, редактор сайта , специально для Gazeta.kz

Антон Носик: “НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ БУДЕТ С МОНИТОРОМ ВМЕСТО ГОЛОВЫ”
Принимая низкий старт, убедитесь, что сзади никто не бежит с шестом.
NN

“Интернет для инвестиций интереснее, чем нефтяные скважины”, - подчеркнул Антон Носик, гуру Интернет-проектов и эксперт по социальным СМИ, в ходе международной конференции “Интернент-Альтернатива 2008” в Алматы. “Неважно, антилопа ты или лев, важно быстро бегать (африканская пословица)”, - так видит залог успеха во Всемирной паутине Альберт Попков, создатель и совладелец “Odnoklassniki.ru”.

“В чем генеральная идея конференции? – Чтобы не отстать от глобального развития”, - отметил Эржан Исабаев, генеральный директор “Tengri Saatchi & Saatchi”


Простой как гуру... А.Носик.

Создатель "Однокласники.ру"

на открытии международной конференции, посвященной проблемам развития Интернета.


А данный феномен продолжает активно менять повседневную жизнь людей. Председатель КНР Ху Цзинь Тао открыл персональную страничку в “Фэйсбуке”, Россия вышла на первое место в Европе по организации государственных тендеров он-лайн, кандидат в президенты США от демократической партии Барак Обама использовал в 5 штатах во время праймериз только Интернет-технологии.

Эржан Исабаев напомнил, что в 1998 году в США “Телекоммуникационным актом” весь он-лайн-бизнес освободили от федерального налога. Если руководство Казахстана последует данному примеру, то все в республике только выиграют.

Аскар Бишигаев, заместитель председателя Агентства по информатизации и связи (АИС) выступил по теме “Развитие Интернета в Республике Казахстан”. Он подчеркнул, что его ведомство занимается вопросами доступа во Всемирную паутину, а контент – это уже сфера компетенции Министерства культуры и информации. “Цифровой разрыв в Казахстане присутствует гораздо сильнее, чем в компактных странах”, - заметил г-н Бишигаев.

Рассказывая об “обеспечении условий, гарантирующих реализацию конституционных прав граждан на получение информации” (так было написано в презентации), докладчик сообщил, что в республике 1 млн. 869 тыс. пользователей Интернета (76-ое место в мире из 220), а проникновение составляет 11,9% (118-ое место из 220). “В районах спрос в разы превышает предложение”, - отметил он. Что касается трафика, то 80% идет в Рунет и зону .com, 20% на местные ресурсы.

В кулуарах конференции Александр Ляхов, Интернет-обозреватель, заметил: “Те скорости, которыми хвастается “Казахтелеком” - это хорошо, но это не мировой уровень”.

Гана Красильникова, юрист фонда защиты свободы слова “Адил Соз” сообщила, что “наш законодатель отнес все веб-сайты к СМИ”. Такое положение вещей само по себе создает проблемы, трудности и путаницу, которые усугубляются качеством судейского корпуса государства. Блокировка сайтов в Казахстане – это повседневность. Хотя формально провайдер берет на себя ответственность за качественный сервис. “Изучение контента госорганами производится”, - подчеркнула она.

Представитель АИС не смог объяснить “глубокий смысл” нелепого пункта правил о том, что в домене .kz хостинг (хранение информации) должен осуществляться на территории Казахстана. Здесь компетентный орган – министерство информации и культуры. Ну а пока в том числе и на основании этого пункта сайты покидают .kz. Благодаря “умелым действиям” модератора “сложные” вопросы были перенесены на вторую часть секции, а потом ее скомкали под предлогом исчерпания бюджета времени.

“Поход бизнеса в новые СМИ уже не остановить”, - заметил Константин Максимюк, эксперт по Интернет-коммуникациям ОАО “ВымпелКом”.

Дмитрий Степанов, исполнительный директор “Афиша Диджитал”, отметил, что новые СМИ оказывают существенное воздействие на переформатирование информационного пространства. Хотя и своеобразно. Так, “газеты бесплатных объявлений “умирают”, а рынок глянцевых журналов растет”. Всем свое место – театр, телевидение, радио, Интернет.

В Рунете сейчас 6 млн. блогов, из которых 700 тыс. обновляются ежемесячно. Г-н Степанов перечислил базовые принципы работы со своим Интернет-сообществом: быть людьми; быть увлекательными; быть регулярными; быть открытыми (готовыми к критике); иметь чувство меры; иметь информационную политику. “Информационная политика – это что можно, а чего нельзя писать в своих личных блогах и в комментариях сторонних блогов”.

Алишер Алибеков из PR-службы развлекательного комплекса “Mega”, рассказал о том, как на сайте “Odnoklassniki.ru” появилось объявление одного человека, что если наберется 10000 голосов, то он прыгнет в фонтан “Меги” с эскалатора. Г-н Алибеков пытался выйти на руководство сайта, чтобы эту страничку удалили, но у него ничего не получилось. В этой связи он поинтересовался у Альберта Попкова степенью ответственности руководства сайта. Например, может ли он подать в суд. “В суд на меня подать нельзя, потому что это как подать в суд за надпись на заборе на строителя забора”, - ответил Альберт Попков. В целом по вопросу что можно, а чего нельзя консенсуса достигнуто не было.

“Все вместе разбивали лед. Одни долбили его ломом сверху, другие били головой снизу”, - так прокомментировал идущие в Интернете процессы Антон Носик.

Г-н Носик сообщил, что в начале своего функционирования никакой сайт не может окупиться, и от количества пользователей здесь ничего не зависит. Первоначальным источником существования являются люди-энтузиасты, вера инвестора (стратегического или финансового), что со временем дело будет стоящим или произвольные решения игроков политического характера (политические деньги людей, у которых проблемы с доступом к традиционным СМИ). “В одном аквариуме плавают рыбы разного цвета”, - так он обрисовал ситуацию.

Когда приходят деньги рекламодателей и других игроков, то сайт с большой аудиторией выживает лучше. Ресурсы начинают делиться на большие и маленькие и еще по качеству. “Для определенных рекламодателей 60 тыс. читателей газеты “КоммерсантЪ” интереснее, чем 1,5 млн. “Московского комсомольца”.

“Большая очередь образуется там, где публике дают то, в чем она нуждается. В Интернете источник спроса не дефицит, а адекватность предложения. Попасть в аудиторию – удовлетворить некий спрос, который у нее существует”, - подчеркнул Антон Носик. Изучать локальный информационный спрос – 30% успеха, попытаться угадать – 70%. В Японии самым культовым пакемоном был Чебурашка, а у датчан на первом месте по популярности чат. Хотя традиционная культура Японии и Дании здесь ничего не объясняет.

“Интернет уравнивает возможности, дает человеку ресурс стать журналистом, издателем, музыкантом”, - считает Альберт Попков.

Спикер казахской секции

“Надо соответствовать ожиданиям аудитории” и “Социальные сети “раскручивают” люди, которые ими пользуются” - одни из ключевых тезисов выступлений специалистов. Но внятного ответа на вопрос, в чем секрет успеха того или иного проекта никто не дал. Все сходились лишь в том, что в начале всегда тяжело, нужно что-то очень яркое и самое главное – это люди. Деньги, техника, реклама – это уже вторично и найти их легче, чем людей.

Владислав ЮРИЦЫН, обозреватель интернет-газеты Zonakz.net
Рейтинг: 
Средняя: 4.4 (5 votes)

Комментарии

Что то зреет...

В целом ситуация не в пользу инета в РК. Народу с гулькин нос.

На конец 2007 года объем рынка выделенного Интернет-доступа в Казахстане составил 140 млн. долларов США, в 2010 году он достигнет 320 млн. долларов. Об этом сегодня в Алматы на "круглом столе" на тему "Перспективы развития беспроводного доступа в Интернет в Казахстане" сказала представитель консалтингового агентства iKS-consulting Светлана Черненко, сообщает корреспондент Казинформа.

В заседании приняли участие руководители Интернет-провайдеров, сотовых операторов, представители Агентства по информатизации и связи РК и исследовательских компаний. Они обсудили вопросы проникновения беспроводного доступа во Всемирную "паутину".

По мнению генерального директора ТОО "MediaPort" Марины Шиповаловой, в настоящее время в Казахстане представлен широкий выбор доступа в Интернет. "Отечественные провайдеры предоставляют услуги, направленные на удовлетворение широкого спектра стандартных потребностей как корпоративных, так и частных пользователей. Но в последние годы высокая динамика деловой активности только усилила потребность в новом выходе во Всемирную "паутину" и, в частности, речь идет о беспроводном доступе", - отметила она.

Подобные технологии в Казахстане стали развиваться относительно недавно. Появление технологий беспроводного высокоскоростного доступа стало новым этапом развития передачи данных в стране. Увеличивается количество пользователей сотовой связи, появляются новые точки доступа Wi-Fi, реализуются проекты по развитию WiMAX.

Вместе с тем, как отметили участники "круглого стола", пока беспроводной доступ в Интернет так и не получил масштабного применения как в бизнес-среде, так и среди рядовых пользователей. И юридические, и физические лица в большинстве своем имеют крайне слабое представление об этих технологиях и о том, зачем они нужны и в чем их преимущества.

Так, по данным исследовательской компании ICT-Marketing, доля абонентов, использующих беспроводной доступ в Интернет среди казахстанских пользователей, на сентябрь 2007 года не превышала 13,6%. При этом наибольшая часть выходит во Всемирную "паутину" при помощи мобильных телефонов. Всего в Казахстане насчитывается порядка 1,9 млн. Интернет-пользователей.

Казахсаыя секция? А что есть казинтернет?

Интернет великая сила. Смотритте что с Марченко из-за интернета приключилось. Репутация практически убита...

Назарбаеву уничтожить: гонорею устойчивого развития - кланы Саиденова, Бахмутовой, Цалюк, Марченко, Ломтадзе, Масимова, Мынбаева, Сапарбаева, Алдабергенова, Есекеева, Балиевой, Мами, Токаева, Бозымбаева, Мамина, Карабалина, Рериха, Курепина, Клебановой, оккупационную, антипотребительскую конституцию, юстицию, статистику, бухгалтерию, надзор, контроль, сертификацию, стандартизацию, квалификацию, капитал, СМИ, власть. М Ишаев Ставка чингиз-тимур-бабур-шеибанидов ООН РК тел 2662891, +77016711095 адрес: znanie_sila_kz@mail.ru (акции: мироправительства Г Керей, КРПН, безденежной помощи селу, СУЛ, молодоженам Алмагуль +77054196946)