Откуда дровишки? Из ЖКХ вестимо?..

Суммы полученные от криминальных «обналов» впечатляют воображение

17 января текущего информационное агентство «Казинформ» распространило сообщение об успешной спецоперация КНБ, вот оно: «Службой экономической безопасности КНБ РК пресечена деятельность ОПГ, нанесшая значительный экономический ущерб государству. Проведена масштабная спецоперация в городах Нур-Султан, Караганда и Алматы. Задержаны 17 человек, проведено 55 обысков», — сообщили в КНБ. При этом у ОПГ изъята ЭЦП, ноутбуки, кассовые аппараты, поддельные печати и документы, цифровые ключи управления счетами компаний, крупная сумма денежных средств в иностранной и национальной валюте. «Незаконно обналичено более 300 миллиардов тенге. В результате вскрытия преступной схемы уклонения от налогов в бюджет государства ежемесячно стало поступать на 3 миллиарда тенге больше», — отметили в КНБ РК».

Эка невидаль - заметит иной читатель, ведь таких информаций сегодня море, к тому же в стране объявлена беспощадная борьба с коррупцией. А это антиобщественное, по сути, явление, воистину накрыла все города и веси Казахстана. Но согласимся, не всякий гражданин, потребитель, в конце концов, обыватель, знает и понимает, откуда же берутся такие несусветные суммы у этих мошенников и расхитителей?  Ведь обналичено было ни много, ни мало 300 млрд. тенге (!!!). Это сколько же школ, больниц и других необходимых (в которых чувствуется нехватка!) социальных объектов можно было, допустим, построить? Это один вопрос. Но куда более интересен другой: откуда, и, за счет каких таких «операций-манипуляций» могут извлекать такие средства «обнальщикам» своим «партнерам»?..

Понятно же что эти деньги, прежде всего, попросту сворованы. И процесс «обнала» это один из главных этапов вывода средств из бюджетного оборота в приватный карман. А затем, надо понимать,  они могут отправиться на какой-то банковский счет (уже «отмытыми»). Или, хранится в чьем-то подвале в виде некоего «общака» на «оперативные» нужды (на те же взятки по обслуживанию других коррупционных схем)… Не суть важно – важно то, что они перестали служить государству, причем государственными же чиновниками и украдены уведены.

Тут надо понять простую вещь - вряд ли «структура» «обнальщиков» сама по себе занимается, скажем, хищениями, уводом неких финансовых средств. Их преступный функционал в ином. Ну а кто же и в каких сферах собирает, аккумулирует средства после хищений и потом отправляет их «обнальщикам»?!. А те, в свою очередь, имея тесные контакты в тех же банках, снимают свой процент и возвращают, как уже выше замечалось, тем кто непосредственно стырил,  уже «отмытые» суммы. Ну и совершенно понятно, что такого рода отмывочно-обнальные фирмы являются  не просто важнейшими звеньями коррупционной цепи, они пользуются покровительством сильных мира сего, а попросту говоря, уютно «работают» под чиновничьей «крышей»… Жаль только, что когда их хлопают, выясняется обычно, что они уже помогли «отмыть» миллиарды и миллионы.

Как в сфере ЖКХ (можно) воровать… бюджетные деньги

Итак, откуда могут собираться такие запредельные суммы в сотни миллиардов (300 000 000 000!!!) тенге?  Как гласит народная мудрость - курочка по зернышку клюет. Никто, когда «дербанит» госбюджет, нагло не переводит некие целевые средства непосредственно со счетов, допустим акимата, или, подотчетных акимату структур, скажем, на зарубежные счета. Это и невозможно,  и быстро «спалишься». А вот если «запулить» средства на оплату каких-то работ, выставлять счета за систематические траты на поддержание какого-то инфраструктурного объекта, который (на минутку!)  функционирует и без оных оплат, это высший пилотаж по распилу госбюджетных средств.

Дела идут, контора пишет - об верно и правильно освоенных средствах идут наверх, в инстанции и контролирующие органы, полновесные отчеты о «проделанной работе». В них показывается радение об интересах отрасли, потребностях населения и т.д., но никогда, разумеется,  собственная выгода,   удовлетворяемая за счет госбюджета. Словом, одним выстрелом двух зайцев.

И где же можно таким образом иметь двух зайцев, коли обладаешь административным ресурсом? Правильно, в сфере ЖКХ (Жилищно-коммунального хозяйства). Осталось теперь самое легкое – вспомнить в чьем введении эта сфера находится? Такое хлопотное хозяйство как ЖКХ, это непреложная необходимость прежде всего для городского образа жизни (городской  агломерации), следовательно рулят им акиматы, местная власть.

Так мы приближаемся к тому, чтобы как-то понять, каким образом  акимат и те структуры которые обеспечивают жизнеспособность и жизнедеятельность отдельно взятого города, отпущенные на такие задачи средства, превращают в коррупционную кормушку. Возьмем для примера самый большой город республики, город республиканского значения Алматы.  Как известно, славный город расположившийся у отрогов Заилийского Алатау постоянно разрастается. Появляются новые административные районы, микрорайоны.

Без малого 5 лет тому назад к городу перешли территории, которые ранее входили в юрисдикцию Алматинской области, с центром в городе Талдыкорган. Теперь Алматы, включивший в себя новые территории, новое городское население, по логике вещей должен довести их до ума, дать городской, более цивилизованный уровень жизни, а если говорить точнее, то более высокий уровень жизнеобеспечения. А прирощено то было немало: расширились Бостандыкский (юг), Алатауский (северо-запад) районы, даже создали совершенно новый  городской район – Наурызбаевский.

Одной из насущных проблем этих территорий являются сплошь и рядом проблемы социального свойства: это вопросы водоснабжения (речь идет в первую очередь о чистой питьевой воде…),  энергоснабжения, тарифы на услуги ЖКХ. Но за тот отчетный период, что прошел с момента присоединения новых территорий к городу, собственно город, почти нечего существенного не сделал, если, конечно, не говорить об Наурызбаевском районе – там отстроили районную управу, ряд других административных помещений, сделали подобие парков, декоративное облагораживание.

В южной части Бостандыкского района, за проспектом Аль-Фараби, между бассенами рек Есентай (Весновка) и Большая Алматинка  (урочища Ремизовка,Баганшил) находятся масса поселков, дачных массивов, коммерческих зданий, новостроек. И есть среди них такой полу-дачный поселок, как Алатау. Он, от других поселков и микрорайнов, дальше всех выдвинут в предгорья, там еще многие алматинцы зимой устривают покатушки с пологого и широкого склона. Так вот, обслуживает население там стоит старенькая ТП (трансофрматорная подстанция). В поселке, где уже живут не  только в теплое время года, но и на постоянной основе, постоянно  бывают аварии, обветшала система электропередач.

Надо ли говорить, что местное население свои проблемы решает за свой счет, грубо говоря, за свои деньги? При этом,  никто не мог выяснить – а за кем собственно закреплена эта самая подстанция? На чьем она находится балансе? И вот общественные активисты наконец-то докопались и до этой информации.  Оказалось, что местная ТП с 1989 (!!!) года находится на балансе Алматыэнерго, современное название АЖК, которое в свою очередь входит в Самрук-Энерго!  Т.е. еще до того, как этот поселок и все остальные, находящиеся в Ремизовском ущелье, вошли в состав города Алматы – за все это хозяйство отвечали соответствующие службы города.

Следовательно, если учесть что начиная с девяностых годов - а все помнят какой упадок тогда был и государство практически самоустранилось от решения многих проблем насущного порядка... – какое несчетное количество раз жители маленького поселка сами решали вопросы ремонта, поддержания в рабочем состоянии  сетей. А теперь представим, сколько же пустых нарядов о тех же ремонтах, профилактических работах было подписано в недрах структуры, которая непосредственно отвечала за состояние ТП? За почти 30 лет?  Другими словами, отпускались какие-то средства, но ведь вклада АЖК не видно абсолютно!  Опять же, вопрос  с тарифами провисает – теперь то этот поселок вот уже как пять лет считается городом, верно?

Но абсурд на этом не кончается. Более того, теперь как сообщают инасйдеры, встал вопрос о приватизации всей электропередающей системы, т.е. передачи  в частные руки (?).  Объявлен тендер, проведены работы по ТО (техническому обоснованию). А разработка обоснования весит ни много ни мало под десяточку миллионов (!!!) тенге! Т.е. опять траты бюджетных денег? Зачем, если ТП и так на балансе давным-давно, даже сказать страшно: - с советских (!!!) времен? Этому предшествовала опись  имущества данного хоязйства и частью оно записано в так называемый «бесхоз»(?). Бесхозное имущество, безусловно, встречается, но ведь все остальное имеет своих реальных хозяев.  Есть такое выражение, что в капле воды, отражается океан – вот и мы рассмотрели каплю,  локальный пример. А теперь представьте это в больших масштабах, и тогда вы легко поймете проблемы новоявленного городского населения, а заодно и определенные механизмы, отдающие за версту коррупцией.     

Так называемое бесхозное имущество - это Клондайк для расхитителей госбюджетных средств

По официальным статистическим данным по Бостандыкскому району Алматы  в период с 2015 по 2017 год  включительно было инвестированно в основной капитал по направлениям использования водоснабжение передача и распределение электроэнергии порядка 33,3 миллиарда тенге денежных средств из республиканского, местного бюджетов и собственных средств монополиста. При этом электроэнергия у садоводов 26 тенге кВт, а в городе - 18 тенге кВт. Вода  220 тенге куб. - в городе 49 тенге куб. (данные весны прошлого года)... А на ч т о ушли вышеназванные цифры?

Итак, на примере коллизий вокруг всего одной ТП и сопутствующими проблемами с электричеством в отдельно взятом поселке Ерменсайской (Ремизовской), назовем это так, мини-аглормерацией, мы выявили интересную технологию, позволяющую безнаказанно и вроде как оправданно тратить, точнее списывать, бюджетные и целевые средства.  Ведь в состав города вошли  не пустынные площади, а вместе с населением, проживавшим ранее на этих территориях. И совершенно ясно, что население это жило не в юртах, и на этих территориях тоже была какая ни какая инфраструктура – водопроводы, канализация, энергетика, система энергоснабжения (линии электропередач) и т.д. И конечно же, все это, порядком уступало тому, что было и есть, что уже сформировалось в прежних границах города.

Что же до темы нашего разговора, в указанный период Акимат города под руководством Бауржана Байбека усиленно занимался тем, что изыскивал через свои территориальные подразделения (районные акиматы) имущество граждан и юридических лиц. Речь идет о различных инженерных коммуникациях (трубо-проводы теплоснабжения, водоснабжения и канализации, линии электро-снабжения), которые затем, обманным путем, для изыскания бюджетного финансирования, представлял через суды как бесхозное и… брал их в коммунальную собственность.

Далее акимат брал на себя обязательства за счет средств госбюджета провести аварийно-восстановительные ремонты этих инженерных коммуникаций, представлял их или как заново отстроенные или отремонтированные, и пропускал все указанные мероприятия через подставных юрлиц в рамках, например, подписанного между Б.Байбеком и К.Ракишевым главой банка Казком (теперь такого банка нет) Меморандума на несколько сотен миллиардов тенге, который заключили между собой вышеуказанные господа.  Как тогда говорилось в официальном коммюнике по этому поводу: «Финансирование Казкоммерцбанка на сумму не менее 300 млрд тенге будет предоставлено в период на 2015-2017 годы под проекты жилищного строительства, развитие объектов инфраструктуры, финансирование малого и среднего бизнеса, а также спонсорство и благотворительность».

Далее это имущество передавалось Управлению энергетики и коммунального  хозяйства (ныне управление энерго-эффективности) акимата на праве оперативного управления (забалансовая схема). В настоящее время эти инженерные коммуникаций не передавались на баланс ни АО «АЖК», ни ГКП «Алматы Су» ни ТОО «АлТС», а Управление держит у себя это имущество по которому до сих пор оказываются коммунальные услуги населению, без извлечения прибыли для указанных госпредприятий. А почему так получилось? Да потому что до сих осталось темным местом простая и необходимая операция – инвентаризация всего того, что пришло в город из Карасайского района  Алматинской области. Это грубейшее бюрократическое нарушение, но до сих пор никто и нигде не сможет найти такого рода документов. Есть большое подозрение, что это не преступная халатность, а преступный умысел и виноваты тут власти как Алматы, так и областники.  

Напомним еще раз, что писали коллеги об астрономических суммах госбюджетных средств, которые можно найти в открытых источниках, в тех же в отчетах акимата г. Алматы в период с 2015 по 2017 годы включительно (это  инвестиции в основной капитал на водоснабжение и канализацию, энергоснабжение):

- по Бостандыкскому району составили 69 089  558 000 бюджетных тенге;

- по  Наурызбаевскому району в этот же период инвестиции в основной капитал на водоснабжение и канализацию, энергоснабжение составили 60 239 373 000 бюджетных тенге;

- по Алатаускому району в этот же период инвестиции в основной капитал на водоснабжение и канализацию, электроснабжение составили 95 778 834 000 бюджетных тенге.

А ведь были еще 2018 год и прошлый, 2019 год И вновь и вновь встает риторический вопрос: а где результат? И куда утекли, в конце концов деньги? Народные деньги, предназначенные  для народа же… 

Но вернемся к Меморандуму - сама суть движения бюджетных денежных средств от Акимата до ККБ сводилась к тому, ККБ представлял Акимату свои письма-уведомления, что работы и услуги по выше указанному меморандуму будут проводиться определенным кругом  аффилированных с ККБ юридическими лицами. Далее акимату в различное время от этих юрлиц представлялись  отчеты о проделанной работе в рамках Меморандума, счета-фактуры, акты выполненных работ, различная сметная документация, формы Ф-1, Ф-2, Ф-3, которые акимат быстрыми темпами погашал образовавшиеся перед аффилированными с ККБ юридическими лицами задолженности.

Далее получив весь необходимый набор документов, по представлению Управления финансов Е. Аукеновым,  за подписью акима  Алматы Б. Байбеком, готовилось финансовое распоряжение, которое, со всем пакетом необходимой документации, поступало в Казначейство Минфина РК по г. Алматы, после  уже распоряжением руководителя Казначейства деньги перечислялись со их счетов казначейства на счета юридических лиц представивших вышеуказанную финдокументацию.

Конечно все работы и услуги при этом имели сомнительный характер и в большинстве своем были вымышленными, даже АО «Базис-А», получив кредиты от ККБ на строительство проблемных объектов в городе, в последствии превращал эти объекты в коммерческую недвижимость, а его долги перед ККБ, получается, исправно оплачивал Акимат.

Все что изложено в этой главе – это отнюдь не верхушка, но и не основание того гигантского айсберга, под названием многолетнее хищение госбюджетных и целевых средств под сенью городского акимата. И, заметим, совершенно неподсудного хищения. Не сказать, что об этих проблемах не писала, допустим, пресса. А ведь дело доходило до самых настоящих журналистских расследований. Например, информационное агентство Total.kz в с 2017 по 2018 годы не раз глубоко касалась вышеперечисленных вопросов.  Много было материалов и в других изданиях (например – в еженедельнике «Аргументы и Факты - КАЗАХСТАН» буквально в  конце прошлого года), в ряде интернет-ресурсов.  Но, к сожалению, воз и ныне там...

Фиктивная документация по фиктивным работам. Видны признаки, последствия… Пришла пора выявления?

...Даже официальные обращения в органы правопорядка по сути дела игнорируются. Ведомства не дают ни гражданским активистам, ни ущемленным в своих интересах представителям малого и среднего бизнеса необходимую информацию. Везде наложены и действуют табу, когда кто либо решит как то проверить  или оспорить власть, в данном случае городскую власть.  Однако в эпоху цифровизации, расцвета новых типов коммуникаций (как то социальные сети) та или иная информация, причем подробная, с цифрами и с фамилиями ответственных за безобразия и различные преступные манипуляции с госбюджетными средствами, так или иначе видят свет. К примеру, телеграмм-канал (ник Uzun Qulaq) указывает, что реализация проекта «комфортная городская среда» осуществлявшаяся при прежнем акиме г.Алматы, стоили госбюджету не менее фантастических сумм, чем те, которые фигурировали по ЖКХ. Например, указывается, что по поручению высшего руководства городом оформлялись документы, в результате которых компании «Green Bus Company» смогли похитить из бюджета Алматы 14 млрд. тенге и списать в утиль около 250 автобусов, которые акимат передавал названной компании.

Не верите соцсетям и интернет-каналам? Пожалуйста, вот что сообщают информационные агентства https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/opg-obnalichila-39-milliarda-tenge-podstavnyie-firmyi-388714/: «ОПГ, обналичившая 3,9 миллиарда тенге через подставные фирмы, задержана в Алматы, передает Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу ДЭР по городу. В период с 22 августа по 31 декабря прошлого года зарегистрировано 41 досудебное производство, в рамках которых выявлено пять фактов создания ОПГ в сфере обналичивания денежных средств с банковских счетов так называемых обнальных фирм по мнимым сделкам. "В отношении шести подозреваемых применена мера пресечения в виде содержания под стражей. В целях обеспечения возмещения нанесенного ущерба государству арестовано имущество фигурантов. К примеру, преступная группа во главе с гражданином Т. (в которую входили бывший сотрудник финансовой полиции и действующий сотрудник руководящего звена банка второго уровня) в период с 2017 года по 2019 год через банковские счета подконтрольных ей семи коммерческих компаний обналичила 3,9 миллиарда тенге", - говорится в официальном сообщении пресс-службы. При координации прокуратуры города внедрена эффективная практика по признанию сделок, которые заключены посредством выписки фиктивных счетов-фактур, недействительными. В результате в суды заявлено 820 исков о признании сделок с сомнительными компаниями недействительными на сумму свыше 123 миллиардов тенге, из которых уже удовлетворено 179 на сумму 32,5 миллиарда тенге».

Теперь получается, что посредствам выписки фиктивных документов, фиктивных счетов фактур на фиктивно выполненные работы и услуги - государству нанесен колоссальный ущерб. Акимат получил за это фиктивные работы мнимые материальные блага в виде сети водопроводов канализации электросетей, дорог и т.д. Но куда делись частники со своими услугами по водоснабжению электро-обеспечению и со своими основными средствами? Да по такому сценарию, когда все фиктивно освоено и фиктивно же выполнено, то некоторых частников по бумагам Акимата попросту нет, или, они редкие партнеры акимата в рамках ГЧП! Но ведь закавыка в том, что отчеты о многих километрах водопровода и пр. инфраструктуре – это липа. Зато мнимое ГКЧП, продолжающееся использование воды прямо из реки, без очистных технологий и дальнейшая подача потребителю (Бостандыкский акимат на каждом собрании с жителями Ремизовского ущелья обещает построить очистную станцию…) – все это имеет место быть.

За счет такого, грубо говоря, подлога, нарисована возможно благостная картина, что подведомственное население получила все блага современной городской цивилизации, а на деле, ничего подобного… На все эти жирно нарисованные миллиарды, государство, общество в реале должно было получить материальные активы, которые потом передаются на баланс госмонополистов, которые, в свою очередь, начинают оказывают централизовано коммунальные услуги. А затем, эти монополисты должны платить налоги государству с этих материальных активов, которые построены за деньги государства (читай – народа!). Но ни активов, ни налогов нет, а народные деньги исчезли, ну а полученные народом блага цивилизации остались на бумаге…

А никто не задумывались почему на присоединенных к Алатаускому, Бостандыкскому, Жетысуйскому районах г. Алматы территориях (ранее числившихся в Алматинской области) и в отдельном взятом новом городском районе -  Наурызбаевском все так, скажем, плохо по сравнению со сданными отчетами? Ведь до сих пор нет нормальных дорог, уличного освещения, поликлиник больниц школ, пожарных отделений, питьевого водоснабжения, канализации, бесперебойного электричества, газа и автобусов (про автобусы читайте выше…) и т.д. Да все потому, что, направленные государством бюджетные деньги, просто растащили, прямиком на офшоры. А схемы этого увода довольно просты и стары, но с новым оттенком цинизма и вседозволенности по отношению к гражданам города, к честным предпринимателям и к нормам Права. Эти хищения сказались на социальным прогрессе прибавившегося к городу населения.

 Семерка считается счастливым числом, номером удачи…   Очень хотелось бы надеяться, что седьмой аким эпохи Независимости самого крупного города республики сломал ход вещей, сложившийся за время правления как минимум четырех предыдущих удалых мэров южной столицы. Общество надеется, что он станет гораздо  смелее наводить порядок в городском хозяйстве, начиная с исправления проваленных госпрограмм и громких обещаний, вроде того, что в 2020 году Алматы полностью покроет потребность в чистой питьевой воде, включая, надо понимать и окраины города…   

Аналитическо-информационное бюро ПИК

Рейтинг: 
Средняя: 4.2 (10 votes)