Джанибек СУЛЕЕВ, член Союза Журналистов СССР. Матаевский инцидент в свете выборов, свободы слова и имиджа Казахстана

«Напрасно я опять геройски гибну…»

Наталья Резник

Даже если Сейтказы и Асет Матаевы виноваты в неправильной отработке государственного информационного заказа, то все равно возбуждать против них уголовное дело в канун выборов – верх недальновидности. Среди титулов Сейтказы Матаева не только председатель правления Союза журналистов Казахстана, но и вице-президент Конфедерации журналистских союзов стран СНГ и Прибалтики. Принимая во внимание финансовую вакханалию на государственных СМИ, делать козлом отпущения отца и сына Матаевых из частных медиа как минимум неуместно.

10 февраля 2016 года антикоррупционная служба г.Алматы открывает уголовное дело, обвиняя Национальный пресс-клуб и АО «Казахтелеком» в хищениях государственных средств в 2011 - 2013 годах. Здесь очень важна дата правонарушения – неужели нельзя было повременить с активной фазой следственных действий до проведения выборов в Мажилис и маслихаты и оглашения их итогов?

Принудительная доставка Сейтказы и Асета Матаевых на допрос в бывшую финансовую полицию в принципе не могла не вызвать отрицательной реакции в журналистском сообществе Казахстана. Тот факт, что «Казахстанская правда» поддержала официальную версию – обвинение главы Союза журналистов и генерального директора информационного агентства КазТАГ в коррупции – не должно вводить в заблуждение. Незаменимых у нас нет – это правда, но есть те, кого заменять не следует. Не секрет, что Сейтказы Матаев оставался последним адекватным посредником между так называемыми провластными, оппозиционными и нейтральными журналистскими кругами Казахстана. Еще между русскоязычными и казахоязычными информационными полями. Теперь этот мост сожжён и фактически разные сегменты и сферы медийного пространства страны станут еще более закапсулированными и автономными.

Г-н Матаев, как бывший пресс-секретарь президента, по определению не мог находиться в лагере, оппозиционном к Нурсултану Назарбаеву. Поэтому для любых прессозащитных и правозащитных организаций, которые занимаются мониторингом ситуации со свободой слова, СМИ и самовыражения в Казахстане это очень негативный маркер происходящих процессов. Календарный год еще только начался, а Республике Казахстан уже обеспечено падение в любых рейтингах, так или иначе связанных со свободой слова и либеральными ценностями.

Фактор приближающихся выборов еще больше усугубляет и без того нездоровую ситуацию. В электоральный период любые гонения на руководящих лиц в журналистских НПО, главредов информационных агентств и изданий воспринимаются в формате государственного преследования и зажимов гражданских свобод. Отец и сын Матаевы в том, как протекает история с их исполнением государственного информационного заказа, для мыслящих схематично и клишировано международных наблюдателей могут быть только жертвами государственной машины подавления и репрессий. Комментарии об усилении самоцензуры в журналистских кругах последовали незамедлительно.

Г-н Матаев традиционно выполнял функции модератора между властью и оппозицией. Через него передавались деликатные и щекотливые просьбы, для которых элементарно нет других фигур и каналов. Здесь тоже мы видим проблемы эксцесса исполнителя. Перебит канал, по которому нейтральные и альтернативные мнения получали выход на представителей власти, находящихся у механизма принятия решений. Но это была дорога с двусторонним движением. Теперь у власти тоже нет нормальных путей, по которым можно доносить свою точку зрения и пожелания до СМИ, гражданских активистов, общественных деятелей, оппозиционных политиков. Так сказать, мост сгорел не только для оппонентов, но и для трансляции официальной точки зрения на происходящие события и процессы.

Иронична сама ситуация, где деятельность НПО и частной организации рассматривается со стороны антикоррупционного ведомства. Как журналисты или СМИ могут украсть бюджетные средства? Это могут сделать акимы и министры, которые распределяют/осваивают средства. А СМИ всего лишь выполняют госзаказ, и если госзаказ не удовлетворяет требования заказчика (Министерство связи и информации), то акт приема-выполнения работ не подписывается и финансы не выплачиваются. А раз финансы уже выплачены (а они выплачены) – значит на тот момент Министерство связи и информации было довольно исполнением КазТАГа своего заказа. Какой может быть состав преступления, если заказ выполнен???

По официальной версии антикоррупционной службой по г.Алматы установлены факты хищения в 2011-2015 годах более 300 млн. тенге, выделенных Комитету по информатизации и АО «Казахтелеком» на информационное продвижение государственной политики и размещение материалов в печатных изданиях. «Указанными ведомствами в этих целях способом из одного источника были заключены договоры с ТОО «МИА КазТАГ» и Общественным объединением «Национальный пресс-клуб». Главными условиями заказчиков являлись общая открытая доступность и информирование населения о проводимой политике государства. Однако эти условия не были выполнены. Оплаченная государством для размещения в СМИ информация неправомерно публиковалась в закрытом для общества режиме, доступ к ней предоставлялся за дополнительную плату. А перечисленные деньги Комитета информатизации в сумме 80 млн. тенге и «Казахтелеком» в сумме 260 млн. тенге были обналичены и присвоены руководителем Национального пресс-клуба Матаевым Сейтказы.

Если подходить со стороны бизнес-процесса, то г-н Матаев сделал невозможное. Официальные информационные материалы, часто сугубо пропагандистского плана, которые никто даром не читает, умудрился продавать подписчикам за деньги. В реальности ситуация не такая упрощенная, как ее преподносит бывший финпол. Дело в том, что платная рассылка – только один из каналов распространения государственного информационного заказа. То, что вышло на страницах газет, по определению же оказалось в свободном доступе.

Имеется еще одна ипостась Сейтказы Матаева, которая не слишком проявляется за спинами других его талантов. Многие издания не хотят связываться с госинформзаказом в виду огромной головной боли, которую тот в себе несет за сравнительно невысокую оплату. В итоге целые информационные ниши выпадают из участия в освещении государственной политики, что по своей природе тоже вещь нужная – обыватель хоть и фоном, но должен быть в курсе происходящих в стране событий. Г-н Матаев практически всю бюрократически-муторную составляющую брал на себя, а с изданием работал как типовой рекламодатель: столько квадратных сантиметров на страницах газет, столько символов в интернете – акт выполненных работ – деньги и подпись. По аналогичной схеме он работал и с госорганами, о чем свидетельствуют подписанные акты выполненных работ. Фактически Сейтказы Матаев выступал в роли миссионера и подвижника в информационной поддержке государственной политики, а теперь это стало составом преступления.

Пресс-служба Национального бюро по противодействию коррупции по г. Алматы также сообщает: «следствием установлено, что занимаясь незаконной предпринимательской деятельностью Матаев получил прибыль в сумме 1,4 млрд. тенге, при этом не уплатив налоги в сумме 327 млн. тенге. Кроме того, проверяются факты хищения денежных средств в сумме 169 млн. тенге, выделенных местным исполнительным органам для аналогичных целей». На самом деле в информационной сфере не так много вещей, которые можно пощупать. И если уполномоченный орган озвучивает такие суммы, то должны быть неопровержимые доказательства. По информации от следствия получается, что дело хоть сейчас можно передавать в суд (совершенные Матаевым коррупционные и экономические преступления являются тяжкими, за них  предусматривается наказание в виде лишения свободы от 6 до 12 лет, с конфискацией имущества). Однако слишком уж часто безупречно выстроенные на бумаге дела моментально рассыпаются в судах перед реальными фактами и свидетельствами. Ну а о политической целесообразности в деле Матаева мы уже написали выше.    

Рейтинг: 
Средняя: 4.2 (6 votes)

Комментарии

Да нахуй такой госсзаказ сдался!

Обычная казахская хистори постномадской эпохи времен суверенитета: детки подставляют отцов. Чьих-то отцов можно отвести на допрос. А каких-то... низзя.

Слов нет. Этот арест и, не дай Бог, дальнейшая прессовка Матаева - ни к чему хорошему не приведут. В журналерской корпарации всякое происходит и всякие взаимодействия с властью есть. Но тут солидарность будет именно антивластная.

Воообще это подстава Президента по большомку счету. 

Асет Матаев: "Мы ни в чем не виновны, в работе четко следовали букве закона"

Сегодня, 22:19
Источник: Радиоточка
 
КазТАГ опубликовало заявление генерального директора агентства Асета Матаева. Оно касается обвинения, предъявленного Антикоррупционной службой Алматы в отношении него и его отца - президента Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева. 
 
«22 февраля в 9.30 в офис агентства КазТАГ приехали сотрудники Нацбюро по противодействию коррупции по г.Алматы для принудительного привода меня в здание антикоррупционной службы города к 10.00.
В это же время мне позвонил мой отец, руководитель Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев и сказал, что на выходе из дома его хотят принудительно доставить в антикоррупционную службу.
 
При этом, согласно ранее предъявленной повестке о явке, я должен был явиться к 10.00, а Сейтказы Матаев – к 15.00. Согласно действующему законодательству, принудительный привод осуществляется в том случае, если вызываемое лицо отказывается являться добровольно. Ни я, ни отец не уклонялись от следственных действий в антикоррупционной службе. Для этих целей три раза летали в Астану, хотя эти следственные действия могли провести и в Алматы.
 
 
Никаких оснований даже предполагать, что к указанному времени мы не придем, не было (не говоря уже о процессуальных нарушениях при составлении подобных постановлений). То есть нас фактически, без всяких оснований, записали в нарушителей закона задолго до начала допроса.
 
Со стороны антикоррупционной службы были нарушения, о чем наши адвокаты подали серию жалоб, которые рассматривают суды Алматы и Астаны, а также в прокуратуре. В то время, на которое был назначен принудительный привод, наши адвокаты Андрей Петров и Мадина Бакиева ждали вылета в Астану на процесс по жалобе на действия сотрудников антикоррупционной службы. Об этом прекрасно знал руководитель следственно-оперативной группы Сакен Таубалды и его руководство в национальном бюро по противодействию коррупции. Тем не менее они нарушили наше гарантированное Конституцией право на защиту и назначили допрос именно на то время, когда мы были лишены квалифицированной юридической помощи, что является нарушением ст.13 п.3 Конституции РК – «Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи».
 
Не смотря на то, что сумма якобы причиненного нами ущерба даже не была установлена, нас обвинили в крупных хищениях и наложили арест на имущество. Сумма ущерба якобы высчитывалась некой аудиторской компанией не на основании реально имеющихся в деле документах, а на основании данных антикоррупционной службы. Данная якобы аудиторская была написана в тестовом режиме и аудиторская компания не несет за нее ответственность. Так было написано в аудиторской проверке антикоррупционной службы.
 
Аудиторская проверка сотрудника департамента госдоходов Алматы также была сделана наспех и написана «без предоставления документов». При этом Национальный пресс-клуб предлагал провести независимую аудиторскую проверку для установления истинных цифр, которые бы показали правду, однако это предложение почему-то не было принято во внимание.
 
При всем этом в своем пресс-релизе антикоррупционная служба по г.Алматы заведомо называет нас преступниками, официально заявляя, что «совершенные Матаевым коррупционные и экономические преступления являются тяжкими», хотя кому как не им должно быть хорошо известно содержание ст.77 п.3 пп.1 Конституции – «Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда». Сегодня руководство антикоррупционной службы нарушило презумпцию невиновности официально.
 
Сегодняшний пресс-релиз и пресс-конференция антикоррупционной службы явилось средством очередного давления на сотрудников Национального пресс-клуба, информационного агентства КазТАГ и Союза журналистов РК. С начала января 2016 года наших сотрудников вызывали на многочисленные очные ставки и следственные действия, тем самым оказывая на них и на нас давление.
 
Наша семья за это время узнала о всей мощи прессинга со стороны силовиков в виде слежки, ночных визитов с явками на допросы, а маленькие дети узнали, что такое антикоррупционная служба.
 
 
Моя позиция, как и позиция моего отца, останется прежней, потому что правда на нашей стороне. Мы ни в чем не виновны, в своей работе четко следовали букве закона.
 
Своими действиями сотрудники антикоррупционной службы продемонстрировали явное несоблюдение ст.34 п.1 Конституции, которая гласит: «Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц».
 
Генеральный директор информационного агентства КазТАГ Асет Матаев
 

Жонсон, красава. Впрягся по делу

на этом Казтаге действительно новости за оплату можно было посмотреть, а заказ был на открытые новости. Простые жулики и им всеравно как государственнные (народные) денюжки прокачивать. Они даже и налоги не заплатили, которые на те же социальные нужды людей идут. Привыкли вот такие нечистые сразу к оппозиции политичской себя относить, международные организации привлекать. А когда воровали вели себя скрытно, тихо и молча, вообщем себе в удовольствие. Следствие разберется.

Сейтказы этим идиотам дорого обойдется.

Даже в Казахстане с лидерами журналистов так нельзя.

Ваке, но потом-то КазТАГ отпускал эти новости, и когда они "выходили" в тираж их можно было вирусовать (разносить) любым способом. Есть сайты где эти новости, казтаговские, спокойно ротируются даже без никакой оплаты. И потом, конечно, срока давности в даннном случае не существует, но почему именно сегодня, именно сейчас? И опппозиция здесь ни при  чем, ее нагнули, и, возможно, правильно сделали: - ) А теперь удиал закусили что ли? Но эта спешка, этот эффект от досудебных обвинений... для чего это? Может такие фокусы нужны именно во имя выборов, чтобы  больше обсуждали Матаева и т.д. чем сам ход этих ублюдочных выборов????
 

Раньше времени не надо обвинять. Надо дождаться результатов. Уверена, то все будет хорошо 

Қорытындысы әлі шықпады ғой, білмей жатып кінәләуды доғарайық

странно обвинения какие то на пустом месте)ни доказательств нет их виновности,просто слова))просто кто то их оклеветал вот и все

В честность матаевых не верю. Хорошо их знаю. Просто нюх потеряли уже.... Наверное задели кого то оччч высокого в своих публикациях. Была команда сверху вот и все... А то что они воровали и мутили еа протяжении долгих лет как будто никто не знал. Позволяли ему потому что делилися видать.... А щас откупится, кому надо заплатит и выйдет сухим

Статейки писали низкопробные, основанные на сплетных и слухах... Очень непрофессионально. Желтая пресса. КазТаг это позор

эта так называемая солидарность профессиональная- это проявление коррупционного менталитета. Какая разница, журик он или нет? Если он вор-должен сидеть в тюрьме. И баста. И нечего его тут защищать, этого матаева

Маленькая поправка. Все, кто подписывал в Минпечати (или как это ведомство называется...) акты о выполненной работе по госзаказм. должны тутже, незамедлительно сесть на нары рядышком с Матаевым. Идут допросы, всех трясут - но винвоат почему то один Матаев. Так не быввает.

Может шантажировали кого? У журиков есть такой прием-критиковать да грязью поливать с тем чтобы предмет критиканства пришел к ним с вопросом:сколько стоит ваше молчание? В ответ цифры разные-начиная от полумиллиона и выше.. Бакинских конечно.... Знаю несколько таких примеров....

Независимых сми в природе не бывает. Все сми в КЗ аффилированы с бизнесом и сами СМИ-это просто бизнес, обслуживающий интересы определенных кругов. Вот и все.... Не будьте наивными... Такая серьезная антикоррупционная структура без доказательств не стала бы обвинять такого публичного чела как матаев.

Не серьезная структура, а серьезно ебанутая. Нюансы надо различать.

ей, халык. не боп жатыр Секенмен?

Говорят откинется после ЭКСПО. Но сын будкет сидеть