Апофеоз отца акима Сапарбаева есть ...национальная идеология?
В нынешнем году проспект в поселке Жанакорган Кызылординской области может получить новое название в честь Машбека Сапарбайулы. Такое предложение выдвинуто решением заседания Общественного совета Жанакорганского района от 19 декабря 2018 года. Во исполнение предложения решение совета направлено руководителю Отдела экономики и бюджетного планирования А. Каскабаеву и руководителю Отдела культуры и развития языков Жанакорганского района А. Айдосовой.
Машбек Сапарбайулы Налибаев, скончавшийся в 2004 году, – отец акима Актюбинской области Бердибека Сапарбаева и акима города Кызылорды Нурлыбека Налибаева. Ранее его именем был названо село в Жанакорганском районе. Ныне этот крупный населенный пункт называется «Машбек ауылы» («Село Машбека»). Однако потомки Машбека не намерены останавливаться на достигнутом. Периодически в селе проводится «Республиканский турнир по казахской национальной борьбе имени Машбека Налибаева».
Переименование большого села в Жанакоргане в честь Машбека Сапарбайулы вызвало робкое недовольство местных жителей. Состав населения неоднороден, в регионе проживают представители разных родов и племен. К тому же при жизни Машбек Сапарбайулы не имел каких-либо достижений ни в одной из сфер деятельности: он не являлся ни заслуженным хлеборобом, ни силачом-борцом, ни ученым, ни акыном. Течение его жизни не отличалось от привычной повседневности других граждан, и известность он получил лишь в качестве отца акима, когда его старший сын Бердибек занял пост акима Кызылординской области, и в народе его стали называть «сыном Машбека».
Разумеется, сервильные журналисты в стремлении угодить Бердибеку Сапарбаеву, в послужном списке которого должность вице-премьера и акима нескольких областей, приложили немалые усилия к созданию положительного имиджа Машбека Сапарбайулы. Среди них следует отметить владельца республиканской газеты «Жас қазақ үні» Казыбека Ису. В 2009 году в указанном издании, питающем слабость к трайбализму, была напечата смехотворная статья. В ней проводится параллель между неким Татибаем, почившим в 1972 году в возрасте 84 лет, которого при жизни почитали за его зажиточность и называли «патриархом» рода конграт», и аксакалом Машбеком, скончавшимся в 2004 году.
Оба – главы многодетных семей. Когда умер Татибай, его отпрыски вручили каждому из 700 человек, пришедших на похороны, «по 10 рублей и 4 метра ситца». Позже потомки усопшего сделали итоговые расчеты погребальных расходов, и оказалось, что ими «всего было вручено 7500 рублей деньгами, тридцать отрезов бархата, около 3000 метров ситца».
Статья на страницах газеты «Жас қазақ үні» вещала: «Тогда старики, участвовавшие в похоронах видных людей, говаривали: «Восхищает благородство конграта Татибая. За последние 100 лет не было больше никого, кто мог бы сравниться с ним по щедрости ритуала», но в 2004 году, когда в Жанакоргане умер конграт аксакал Машбек Сапарбайулы, присутствовавшим в заупокойной церемонии 3500 человек раздали по 500 тенге и полотенцу. Простые люди по обе стороны Сырдарьи говорят, что «сыновья и дочери аксакала Машбека повторили это после Татибая, благословенны нажитое ими добро и их сыны». На поминальных обедах, застольях мы слышим слова особого восхищения похоронами и церемониями раздачи отрезов ткани на помин души этих двух уважаемых людей, их поминками в связи с годовщиной смерти, слова благодарности их потомкам».
Следуя логике автора статьи, деньги и отрезы, что раздавались на похоронах Машбека Сапарбайулы, укрепляют его авторитет и являются основанием для того, чтобы назвать его именем село и проводить в его честь турниры по борьбе. В действительности, разве все эти деньги и ткани не являются имуществом потомков умершего?! К слову, три сестры и четыре брата Бердибека Сапарбаева, много лет занимающего высокие должности, заправляют всем бизнесом в регионе. По сведениям СМИ, Алибек Налибаев – единоличный руководитель самого крупного фермерского хозяйства «Бакытжан», ТОО «Жанакоргангаз», с 2001 года являющегося монополистом в регионе. Кроме того, он один из двух акционеров-владельцев грязелечебницы - санатория республиканского значения «Жанакорган», учредитель общественного фонда «Кокен баба» («Предок Кокен»).
Пазылбек Налибаев, который многие годы возглавлял Жанакорганское районное отделение внутренних дел, был на руководящей должности в Кызылординском областном УВД, стал учредителем «Жанакорганской районной федерации казахской национальной борьбы». Сара Налибаева создала преуспевающую фирму «ЭлектроМедСервис Айкад». Нурлыбек Налибаев – действующий аким города Кызылорды. Построенные в Кызылорде крупные здания и различные торговые, развлекательные центры и пр. принадлежат семейству Машбека. Однако все это не может служить основанием для возвеличивания Машбека Сапарбайулы до такой степени, чтобы улицам и селам было дано его имя.
По-видимому, даже после присвоения селу имени Машбека Сапарбайулы, организации на республиканском уровне спортивных мероприятий его же имени и присвоения этого имени проспекту в поселке Жанакорган данный процесс не остановится. Будет неудивительным, если через год-два имя Машбека «перерастет» границы района, и в городе Кызылорде появятся объекты с названиями вроде «Спортивно-развлекательный центр Машбека», «Супермаркет Машбека». И тогда, если приехавшим в регион гостям и туристам случится поинтересоваться: «А кем был Машбек, каковы его заслуги перед казахским народом?», вероятно, придется отвечать: «Он был отцом акима». И смех и грех.
Некоторое время назад главная улица в микрорайоне «Астана», расположенном на въезде в Кызылорду с южной стороны, была переименована в «улицу Караша». Караша – название родовой ветви рода конграт, к которой относится клан Налибаевых-Сапарбаевых. Это указывает на засилье родо-племенных феодальных понятий, не укладывающихся ни в какие рамки. Однако депутат Кызылоринского городского маслихата Ержан Байтлес пытается опровергнуть этот вывод. По его утверждению, название улицы «Караша» в Кызылорде не имеет никакого отношения к родовой ветви (караша) клана Сапарбаевых-Налибаевых. По его словам, «...у казахов словом «қараша» называют народ, также есть такой месяц».
В действительности слово «қараша» несет в себе негативный оттенок, т.е. так называли группу людей, влачащих жалкое существование. До перехода к оседлому образу жизни была распространена фраза «қараша ауыл» (аул бедняков), «қараша үй» (семья бедняка). Поэтому неразумно называть улицу в Кызылорде «улицей бедняков», «улицей обездоленных» - это будет выглядеть дискриминационно по отношению к ее жителям. Другое дело, если бы название «Караша» было связано с именем видной личности, носившей такое имя (батыра, бия, акына и т.д.). Однако деятеля с таким именем нет. И даже если рассмотреть предложенную депутатом вторую версию («қараша» - ноябрь), то в истории казахского народа не было памятного исторического события, чтобы увековечить этот месяц в названии одной из главных улиц (как, например, декабрьские события 1986 года). Поэтому вполне закономерно, что в народе название улицы «Караша» ассоциируется с родовой ветвью акима.
Государственные номера автотранспортных средств, находящихся на балансе акимата Кызылординской области, имеют серию RK. Но в прошлом году серия номеров автомобилей, принадлежащих акимату города Кызылорды, была изменена на NN, а серия номера служебного авто акима Нурлыбека Налибаева - на НM (011 НМ 11). Как выяснилось, литеры NN обозначают первые буквы имени и фамилии акима в латинской графике, а литеры НM соответствуют инициалам «Нурлыбека Машбековича» на традиционной кириллице. Это не только нарушает правила регистрации и присвоения государственных номеров автотранспортным средствам, но и походит на анархию в стремлении создать собственное «ханство», живущее по своим правилам, независимым от законов Республики Казахстан.
В целом, села, города и улицы – объекты распоряжения государства. Даже объектам, находящимся в частной собственности и имеющим социальное значение, следует присваивать имена личностей, внесших вклад в образование и становление казахского государства, или занимающих достойное место в истории человечества. Это будет способствовать сплочению казахского народа в качестве единой нации, усилению патриотических чувств. А название населенных пунктов и улиц, имеющих свою историю, «селом Машбека», «проспектом Машбека» и т.д., только потому что это место рождения акима, пробуждает родо-племенные чувства у населения региона. Подобные действия несут в себе потенциальную угрозу целостности нации и политической стабильности в регионе. Этот вопрос должен заставить задуматься не только Крымбека Кошербаева, ответственного за экономико-социально-духовную политику региона, но и должностных лиц администрации Президента РК, отслеживающих реализацию внутренней политики и идеологии государства, а также главный надзорный орган страны – Генеральную прокуратуру.
Перевод статьи Ораз Алимбекова из сайта Serke.org (сокр.вариант)