Посткоронавирус: паттерны поведения, конечно, поменяются, но медленно и не очень заметно

Казахстанский обозреватель и эксперт широкого профиля Алишер Кожанов ответил на непростые вопросы:  

- …Все с большой тревогой ожидают, когда карантин рано или поздно прекратится и, мир, наконец то выйдет, грубо говоря, на работу. А работы то уже для многих попросту не будет. Поэтому одна из генеральных тем для обсуждения: планета после коронавируса… В связи с этими алармическими ожиданиями хотелось бы задать вопрос не о том, когда же появится эффективная вакцина, а что может произойти по вашему с такой сферой как культура, искусство, во все своей полноте?  Все происходящее - это всего лишь новый материал для художественного осмысления или может он привнесет какие-то новые приемы, скажем, ну я не знаю, театр на расстоянии, на удаленке?.. Или все это забудется и все покатится по-старому?

- Очень радует, что вопрос появления эффективной вакцины мы обсуждать не собираемся, ибо вокруг это темы столько пены, причем как на местном уровне, так и на глобальном, что понять, что же там на самом деле с вакциной и прочими тестами абсолютно невозможно. Её делают Билл Гейтс и Илон Маск (который, правда говорят, сам на грани разорения…), прочие визионеры и пресловутые британские ученые. И наши, к слову, тоже не отстают. Президент К. Токаев их поблагодарил, и премьер А. Мамин их посетил. Как мы при таком внимании не «забороли» вирус – тайна, покрытая мраком.  

Что касается вопроса «мир после коронавируса», то я считаю, что 2 месяца самоизоляции это такой ничтожный, в историческом масштабе срок и ничтожное в том же масштабе событие, что ожидать появления чего-то революционного в культурном мейнстриме я бы не стал.

Во-первых, потому что развитие культуры будет идти эволюционным путём. В этой сфере на придумывали уже столько всего (вспомним, например, знаменитую икону Давида Бурлюка, объекты «Фонтан» или «Говно художника», созданные концептуалистами в XX веке,  объекты представителей соц-арта или часовой видеосюжет о микологической природе В. Ленина, что для того, чтобы сделать что-то новое надо очень постараться.

Во-вторых, вся цена этих объектов искусства и культуры создается большой армией литературоведов, издателей, культурологов, галеристов, кинокритиков, музыковедов и прочих трендсеттеров. У писателя Пелевина это очень хорошо описано в «iPhuck 10» и немного в «Дженерейшн П». Несмотря на всю слабость и уязвимость этого аргумента писателю В. Пелевину никак не откажешь в способности улавливать тренды. Так вот, кто создает коммуникацию между обществом/потребителями и художником – от него зависит, будут у нас какие-либо значимые культурные объекты для рефлексии и созерцания или нет.

Ну и в-третьих, все тренды, в том числе мгновенные аудиовизуальные дистанционные коммуникации, стремление к эпатажу и прочее – они возникли задолго до коронавируса. Они уже заданы и будут развиваться. Это уже назвали умным словом «метамодернизм» и даже есть соответствующий манифест, в котором примерно описаны границы и алгоритмы посткарантинной культуры, если, конечно удастся понять, что означает «двигаться вперёд и колебаться». Задача не для средних умов…

- Эпидемию коронавируса сравнивают едва ли не с Апокалипсисом наших дней… Да, нет гниющих трупов в штабелях городских подземелий, как от бубонной чумы в средние века… Нет постоянных похорон, как в годы свирепствования «испанки» унесшей едва ли больше жизней чем Первая Мировая бойня… Но вместе с тем те эпохи обозначились в истории человечества определенной культурной продукцией… т.е. не останавливались писать свои картины живописцы, строчили романы литераторы. В нашем случае мы видим лишь визуальные мемы, смешные или наоборот мрачные проделки видеохулиганов, видеоскетчи. И все это в рамках новой, гаджетизированной субкультуры, основанной на средствах современных коммуникаций… И на этом все? Нет никаких выставок, каких-нибудь художников-<нео>авангардистов – «Смерть коронавируса в степях Казахстана» в подпольном лаунж-баре с прямой трансляцией в том же Фейсбуке? Старая культура и традиционные формы окончательно умерли? Весь пар ушел в свисток? Ушел в обслуживание брэндов, в амбассодорство и на этом «кердык»?   

- Сейчас центр совриска в бывшем кинотеатре «Целинный» закрыт на реконструкцию, но перед этим был небольшой период, когда там выставлялась экспозиция современных художников. И были довольно интересные экспонаты, в том числе и интерактивные.

Ничего не мешает, я полагаю, устроить похожую выставку где-нибудь в баре или на другой площадке. Кстати, вот ребята со «Взлетной» что-то похожее пытались делать еще до карантина, один популярный бар во время самоизоляции устроил виртуальную попойку с лекцией о кино, «Артишок» выложил записи спектаклей на видеохостинг. Да и задолго до этого нечто концептуально похожее пытались делать сотрудники «Зоныкз» в рубрике «Бухалка», где два обозревателя, европеец и азиат, буквально накоротке, очень быстро обсуждали текущую ситуацию и завершали ее оптимистическим опрокидыванием рюмки другой настоящей водки… Сейчас этот видео-контент в интерьерах карантина просто заблистал бы!

Но и «Бухалки» нет и вообще мы не видим ничего оригинального… Совершенно нечем глазу зацепиться… Смотрите, Минкультуры подсуетилось и организовало в коллаборации с «Казактелекомом» шоу «Звезда на карантине». А теперь сопоставьте понятия МКИС и новации? Это же какой-то оксюморон мозга и духа.

Продолжим про гаджеты: вот, допустим, товарищ Рамон Меркадер безжалостно и беспощадно убил ледорубом товарища Льва Бронштейна (Троцкого). Можем ли мы сказать, что ледоруб изменил ход мировой революции? Нет, ледоруб – это инструмент, орудие. Вот и гаджеты точно также являются инструментом. Глупо не использовать возможности, которые они предоставляют. Просто многое зависит от пользователя – кто-то идет в виртуальный тур в музей Гуггенхайма, а кто-то облизывает унитаз, постит котиков и рассылает мегабайты бредовых вырвиглазных картинок.

Так что тезисы о том, что старые формы культуры умирают или, того хуже умрут от пандемии не понятного вируса – сильно преувеличены.

-   Возможно я повторяюсь…  Но хотелось бы уточнить. Можно сколько душе угодно «прикалыватсья» над мнимой цифровизацией Казахстана, но тем не менее – в крупных городах у нас довольно нормальный интернет,  мы явно не в Туркменистане. Другими словами, мы можем оценить скоростной виток определенной джиджитальности бытия. Скажем, даже трудно себе представить как бы многие, особенно молодежь пережила бы кукование в четырех стенах, с теми же домашними животными, зомбиящиком (считается что молодежь не смотрит ТВ) и «стариками», т.е. родителями – не будь смартфона и «тырнета».  Но ведь это явно прообраз (рождение?) некоего нового общества, где будут отмирать многие прежние привычки и ощущения? Грубо говоря мы пытаемся рассуждать об искусстве, об неких авторских актах. Но ведь суперпотребление (зависимость от них!) сигналов о том, в соседнем квартале на какой-то период заработал продовольственный магазин, открылась очередь на 15 человек, которых только и сможет успеть обслужить парикмахер… - это же почти что Оруэлл!   

- Я боюсь, что мне тоже придется повторится. Мне кажется, что запасы гречки, туалетной бумаги и ассортимент напитков в магазинах шаговой доступности – тем самые скрепы, которые удержат нас в привычном общественном формате. Я недавно читал рассуждения автора тезиса (или уже политологического мема) о «черных лебедях», где он говорит о неизбежном изменении в модели организации экономики услуг, что в офисах не нужно столько людей, что все будут работать из пригородов, а дальше идёт очень смелый вывод о «конце урбанизации». Так вот, я не могу с этим согласиться по двум причинам. Во-первых, различные базовые социально-технологические условия между пригородами в том же США и в Казахстане или российской Сибири. А во-вторых, отсутствие чего-то принципиально нового – феномен дауншифтинга или дистанционной занятости возник задолго до эпидемии.

Короче говоря, как поёт один популярный в прошлом мультяшный персонаж «это всё отстой, но не пипец». Паттерны поведения, конечно, поменяются, но медленно и не очень заметно. По-прежнему главным остаётся одно – сколько «бобоса» на вашей банковской карточке. Даже карантин может стать не столь скучным времяпрепровождением, когда есть «жирная» карточка и, тем более, умение и возможность ее пополнять…

Подготовила Негина ИСМАИЛОВА

Рейтинг: 
Средняя: 4.2 (6 votes)