Нурлан ХАМИЕВ. О чем молчали солдаты...
Мое поколение успело застать живыми генерацию фронтовиков. Тех, кто находился на передней линии, жил в окопах, поднимался в атаку, ходил в разведку. У многих моих друзей отцы воевали. Если не учитывать те официальные мероприятия, проходившие в школе с приглашением очередного ветерана войны, то я не припомню, чтобы фронтовики рассказывали военные истории в собственных семьях, - так было заведено в День Победы, - не приставать к фронтовику с расспросами. Кто-то собирал скромный стол и фронтовик выпивал свою чарку, без громких пышных тостов и здравиц и мыслями уходил в воспоминания и раздумья. Все было торжественно и печально. А в каких- то семьях готовились загодя, с приглашением родственников, друзей, соседей. Фронтовики вспоминали однополчан и негромко пели хорошие песни. Это был единственный самый славный и наиболее важный праздник для всего советского народа, переживавшего в этот день особое единение и понимание.
В этот день многие фронтовики не смотрели фильмы о войне, освобождая экран детям и внукам. В фильмах того времени было много пафосного, но это был другой пафос - вдохновляющий и убеждающий в том, что есть Родина, которую надо защищать. И мы, пацаны, это понимали. Нам так хотелось доказать свою преданность стране, показать своим отцам и дедам, что и мы можем защитить ее - только дайте повоевать! А еще мы были уверены, что никогда не погибнем.
С некоторых пор я стал задаваться вопросом:- Почему фронтовики не хотели рассказывать о войне?
Воин - мужчина вернулся с войны, выполнив свое предназначение, он защитил свою женщину и детей и не нужно им знать, какой ценой все это было оплачено. Главное - дом цел и семья спасена. Судьба мужика такова - воевать и защищать. Благодарность в глазах женщины, детей - вот то, что делает мужчину добрым. И сегодня я понимаю, почему в большинстве своем фронтовики были людьми добрыми. Агрессия вся ушла в войну. Они прекрасно понимали, что агрессия и злоба нужны только на войне по отношению к врагу, разумеется. А дома все должно быть в доброте и спокойствии.
Тем фронтовикам, которых я знал в 70 -е, было под шестьдесят. Это столько, сколько сейчас мне. Когда они вернулись с войны, им было немногим больше 24-25 лет. Представляете себе, в 25 победить в войне, вернуться, получить образование, создать семью, и работать так, что к боевым наградам получить награды еще и в мирное время! А награда присуждается победителю! Значит, и тут они побеждали! То есть, эти люди продолжали защищать свою семью и после войны. Я вот что подумал: чтобы стать полноценным мужиком, надо обязательно пройти войну. Просто мои мечты детства перетекли в мечты взрослого. Испытать самому, как работает тот самый механизм, заложенный природой в человеке, прочувствовать на себе ту самую пограничную ситуацию между жизнью и смертью, где в одно мгновенье судьба решает, достоин ли ты считать себя Человеком с совестью или пройтись по жизни, прячась в «кустах».
Вот они – эти люди с совестью и достоинством. Я их знал. Они жили среди нас, интеллигентные, неприметные. Они не звенели орденами, требуя каких-то льгот, не выпячивали своих заслуг, не выступали с громкими речами на трибунах, не били себя в грудь и никогда не оскорбляли людей - ни словом, ни поступками.
Старший лейтенант Исмагул Тунгатаров. Был призван в РККА ( Рабоче-Крестьянская Красная армия) в 1940 году и в 41-ом сразу на фронт. Артиллерист. Командир батареи. Этот род войск являлся самой важной частью Советской армии, которая выполняла огромные задачи в наступательных и оборонительных операциях. Они всегда находились на передовой. Артиллеристов бомбили с воздуха, атаковали танками. В тесной связи с пехотой они и погибали первыми. Вот выдержка из представления командира части о награждении ст. лейтенанта Тунгатарова:
Сухой военный слог. Но сколько в нем благодарности и суровой признательности воину! Всего один день и подвиг! А сколько таких дней было у Исмагул-ага! Он мало что рассказывал своим детям о войне, тем более о своих подвигах. А орденом Отечественной войны второй степени награждались особо отличившиеся воины - артиллеристы. Это был первый орден, появившийся в годы ВОВ. Вторую свою награду - орден Александра Невского(!) старший лейтенант Тунгатаров получил уже в 1945 г., когда в одном из трудных боев при освобождении Прибалтики погиб весь командный офицерский состав полка, а сам Исмагул Тунгатарович, будучи раненным, взял командование полком на себя и выполнил боевую задачу. Это событие в истории ВОВ! Орденом Невского награждались только офицеры Высшего командного состава- полковники и генералы. Послевоенная деятельность была посвящена преподавательству. Умер этот необыкновенный человек в 1994 году в возрасте 77 лет. У него сын и две дочери.
Рахматулла Сарсенбаев - пехотинец. На начало войны ему было 16! Рвался на фронт. Он был и остается самым молодым фронтовиком в стране. Два раза его с вокзала отправляли домой. На третий раз пареньку удалось пробраться в воинский эшелон, который направлялся на запад страны. А мама юного Рахматуллы умерла на следующий день. Не выдержало сердце матери, не могло оно смириться с внезапным расставанием с младшим и любимым сыном. Двое ее старших сыновей уже были на фронте. «Бежать на фронт» - это очень советская фраза, имеющая только одно значение - защищать Родину. Ее могут понять только люди нашего поколения. 1943 год - период коренного перелома в истории ВОВ. К этому времени Рахматулла командовал ротой пехотинцев. И это в 19 лет! В одном из наступательных боев был ранен осколком снаряда в ногу. Истекая кровью, терял сознание. Так и остался бы в воронке и погиб, если бы не старый солдат, который и протащил Рахматуллу до санчасти. Там же в санчасти этот же солдат уговорил врачей не отрезать ногу Рахматулле - молодому человеку еще жить и работать. Каждый год 9 Мая Рахматулла Сарсенбаев первую рюмку поднимал за того безвестного русского солдата. После войны доцент Сарсенбаев преподавал на филфаке КазГУ им. С.М. Кирова. Студенты любили его очень. В 1983 году фронтовик умер в возрасте 58 лет. Две дочери и сын у него.
Наталья Константиновна Николаева - узница концлагеря Маутхаузен. Находилась там с 13 лет до освобождения советскими войсками в 1945 г. Это тот лагерь, где был казнен генерал Карбышев. Эта невероятная история в тесном переплетении удивительных судеб многих людей, поколений, культур, языков и противоречивости реалий поистине заслуживает отдельной повести. К сожалению, Наталья Константиновна не рассказывает об этом периоде жизни никому - даже близким. И все понимают ее прекрасно. Но она жива и дай ей Бог здоровья на многие года.
Нургали Сулейменов - военный хирург. Заслуженный врач Казахской ССР. Основатель кафедры хирургии при Алма-Атинском институте для усовершенствования врачей МЗ СССР. Мой двоюродный дед. Был призван в 1941 году. А в 1946 вместе с его военным госпиталем отправили на Дальний Восток. Рядом с ним была его верная ассистентка Зоя Павловна Мельникова, на которой он и женился после войны. И на войне любовь жила. С бесконечностью разнообразия чувств на войне любовь особенное чувство. Нургали Сулейменович никогда не рассказывал о войне. Он был молчалив и суров. Мы - его дети, племянники, внуки мало что знаем о его военном прошлом. Зоя Павловна рассказывала как-то моей маме, что осень 1942 года была особенно трудной. Шел бесконечный поток тяжелораненых. Военврач Сулейменов часами стоял за операционным столом. Зое Павловне приходилось руками поддерживать Нургали Сулейменовича, чтобы тот мог завершить операцию. Награжден был дед орденом Красной звезды и орденом Отечественной войны 2-й степени. Умер Нургали Сулейменович в 2000 г.
Галым Абдулин - военный корреспондент редакции «Тревога» на Дальневосточном фронте. Мой тесть. Возглавлял отдел агитации и пропаганды для солдат из Средней Азии и Казахстана. Словом вдохновлял земляков на подвиги. А оно нужно было тогда, как и оружие. Ушел на фронт в 30 лет. После капитуляции Германии был направлен в Японию. Только потом демобилизовался, исполнив свой долг до конца. После войны продолжил журналистскую работу в районной газете. Умер в 2000 г. Красивый был человек и бесконечно добрый.
Пятеро ветеранов войны, пять судеб - двое фронтовиков, воевавших на передовой, один военный хирург, военный корреспондент и юная Наташа - узница концлагеря. У каждого разная война. А жизнь каждого из них это отдельная книга. Что объединяло их в молодости?- война. Что объединило их после войны?- память о войне. Память, выворачивающая до слез.
Я вот сейчас понял как хорошо, что у нас хватало ума не задавать таких вопросов, как - Кому на войне было тяжелее ? Тем, кого смерть поджидала каждую секунду минуту во время боя? Тому, кто часами стоял за операционным столом? Или той маленькой девочке, что находилась в концлагере? Или военному корреспонденту? И я понял, почему эти люди не рассказывали о войне. Берегли своих близких. Правда о войне - вещь жестокая. Война обнажает все человеческие качества. Героизм и трусость, стойкость и предательство, достоинство и унижение, благородство и подлость - все это было. Не могли фронтовики романтизировать войну, но и говорить о нравственном падении тех, кто не выдержал испытаний, тоже не могли. Поэтому молчали, оставляя за нами право самим разобраться исходя из реалий своего времени. А сегодняшний день и даст нам ответы на многие вопросы - кто мы, к чему пришли и кого воспитали. Война с короновирусом поможет. Тем более, все признаки и составляющие войны налицо! Есть и герои, есть, скажем, и не герои. Но об этом мы поговорим позже.
« Не я один воевал, а вся страна »- говорили фронтовики. А что ответим мы?
Опустели парки и скверы наших городов, в тени которых когда-то отдыхали эти великие люди, ведя неторопливые разговоры о жизни. Уже не встретить их на улицах, по которым степенно прогуливались они с внуками, не увидеть их света в глазах. Все осталось в памяти. Но по этим же улицам ходят их дети, мои друзья. Такие же красивые, добрые и верные. Сегодня это доценты и профессора, преподают в университетах, читают лекции, публикуют научные работы, работают с молодежью. Будьте уверены, это будут хорошие люди. Жизнь продолжается! Дай им Бог здоровья! Всем!