Айгуль ОМАРОВА. Запретить депутатам думать на заседаниях, или Как маленькая ложь рождает хайп
Сонную жизнь казахстанского общества, уставшего от карантина и страха перед COVID-19, недовольного мерами, принимаемыми властями в целях борьбы с пандемией, на несколько дней взорвали сообщения в социальных сетях о том, что якобы депутаты обеих палат чартерным рейсом вылетели в Турцию на отдых.
Право на информацию – неотъемлемое право любого общества, тем более декларирующего приверженность демократических свобод. После вступления в ООН Казахстан обязался выполнять права и свободы, закреплённые Всеобщей декларацией прав человека. К тому же в нашей стране ратифицирован Международный пакт о гражданских и политических правах, который также предусматривает доступ к информации. Иными словами, каждый гражданин имеет право на получение и распространение информации любыми доступными ему средствами. Всё бы так, если бы не одно обстоятельство, а именно: как получена информация и как ею распорядились. Маленькая ложь порождает большое недоверие. А в случае с информацией о якобы имевших чартерных рейсах в Турцию с депутатами на борту не всё так просто. Большинство пользователей одной из самых массовых в Казахстане социальных сетей – Фейсбука – узнали об этом из поста некой дамы, называющей себя блогером, правозащитником. Но, к примеру, кого защитила сия защитница, неизвестно. История умалчивает о таком. Зато полно фактов, когда она провоцировала полицейских на различных митингах, и почему-то практически всегда выходила сухой из воды, хотя других людей, вышедших на митинги, хватали и везли в СИЗО. Впрочем, эта страница биографии мадам автора этих строк интересует меньше всего.
Любопытно мне другое: как давно дама стала представляться журналистом? И какие издания в стране публикуют её опус? И почему на вопрос депутата Жамалова, где именно будет публиковаться отчет по запрашиваемой информации, ответа он не получил.
Итак, ложь первая: то, что г-жа Торегожина выдала себя за журналиста, не указав при этом издание, которое представляет. И отсюда вывод: маленькая ложь порождает большое недоверие. Для чего понадобилось даме подавать себя, как журналиста, а не позиционировать себя правозащитником? Ответ ясен: слово «правозащитник» в наших реалиях вызывает озноб и не только у парламентариев или чиновников, но и у рядовых граждан, поскольку не видно отдачи от тех, кто себя так представляет. Расчёт был на то, что журналисту парламентарии, которых обзванивала Бахытжан Торегожина, ответят. Расчёт правильный, но зададимся вопросом, зачем этой госпоже понадобилось поднимать вопрос о том, где именно и как отдыхают парламентарии. И здесь возникает проблема чартерного рейса. Ложь вторая: Торегожина не привела какие-либо достоверные данные, откуда она взяла данную информацию о чартере. Сослалась на то, что прочитала в социальной сети. Однако ни скриншотов, ни ссылок на это нет. Иначе говоря, слух выдан за реальный факт и именно поэтому она просила депутатов прокомментировать данный слух.
Поразительно, но кое-кто даже всерьёз принял звонок Торегожиной и представил обстоятельный отчёт о летнем времяпровождении. Между тем, двое из депутатов категорически отказались отвечать, и были правы. Это Владимир Божко и Аманжан Жамалов. Оба спросили звонившую, кто она и какое издание являет собой. Не получив вразумительного ответа, отказались отвечать.
Между тем, возникшего на несколько дней хайпа не случилось бы совсем, если бы государственные СМИ заранее опубликовали информацию о том, чем будет заниматься парламент на летних каникулах, и как именно отдохнут депутаты в период пандемии. В прежние годы заметки об этом печатались уже в июне до закрытия сессии.
Мадам, называющая себя правозащитником, плохо знакома не только с Конституцией страны, но и действующим законодательством. Иначе бы знала, что у казахстанских парламентариев нет императивного мандата, по которому бы за каждый чих они бы отчитывались перед избирателями. Коротко говоря, депутаты такие же граждане, как и все остальные, и имеют полное право на отдых. А вылетели ли они чартерным рейсом в Турцию или ещё куда – это их личное дело. Другой вопрос – кто именно и как оплачивал этот чартерный рейс, если таковой имел место. Если полёт был оплачен из личных средств парламентариев – одно дело. И совсем другой коленкор, если на это ушли бюджетные деньги. К тому же в условиях пандемии необходимо проверить, сдали ли они анализы на коронавирус перед поездкой и по прилёту.
Видимо, пользователи Фейсбука быстро поняли, что их просто развели и хайп не заслуживает того, чтобы ввязываться в баталии по поднятой теме. И войнушка, развязанная госпожой Торегожиной, быстро угасла. Иначе и быть не могло. Нельзя же постоянно принимать людей за дураков. Это можно депутатам Европарламента (дама заявляет, что подписана на многих из них и ведёт с ними переписку) пудрить мозги, поскольку они не знают наших реалий.
Меня же данная ситуация, не скрою, повеселила, поскольку так называемую правозащитницу знаю много лет. Кем она только не перебывала за те годы, что я её знаю. Вот теперь, оказывается, и журналистом стала представляться. Забавно, но Торегожина и иже с ней, увы, отстают от времени. Годами, десятилетиями они используют одни и те же методы, приёмы, забывая о том, что мир не стоит на месте. Нынче власть имущие могут использовать новейшие технологии не хуже продвинутой молодёжи. И это понятно, ведь если перефразировать классика, то всякая власть чего-то стоит, если она умеет защищаться. И пост депутата Жамалова выглядит достойным ответом на попытку поднять волну негодования против парламентариев.
Вспомнилось, как несколько лет назад одна бывшая коллега (не знаю, чем она сейчас занимается) заявила, что надо потребовать запрета думать депутатам во время заседаний. Скажу сразу, что против всяких запретов (моя Водолейская натура сразу восстаёт), но знаю одно: закон нужно соблюдать всем. И требуя от кого-то чего-то, самому важно не переступать закон.