Ельдес СЕЙТКЕМЕЛ. Попугай, который не знал папу…

Пустите свою фантазию вскачь!
                                                                                                      Рэй Брэдбери.


Двое сидели на астанинском летнике, когда к ним прилетел… попугай.  

 - А ты уверен, что это – тот самый попугай?

 - А часто, по-твоему, возле парка тормозят громадные джипы с номерами серии KZ? Потом выходит мальчик очень похожий на Внука  и выпускает на волю попугая из клетки?

 - Я не спрашиваю – как часто такое случается… Я хочу быть уверен, что это – попугай, который повторяет Папу,…попугайничает именно его, а не Папу Хэма…

 - Никто не даст такой гарантии. И ты это прекрасно знаешь. И причем здесь Хемингуэй?  То, что попугай приземлился за наш стол…стал сотрапезничать, а когда клюнул пару-тройку раз из рюмки с коньяком…такое вот стал выдавать! Да еще на Папин манер… разве это ничего не значит?

 - Всё это смахивает на зоогаллюциноз – это когда крысы начинают по полу шнырять, змеи под кроватью шипеть, пауки по стенам разбегаются…из этой оперы. Самому как-то не довелось,…но читал – бывает…

- Бывает. Как и то, что ты сейчас слушал попугая, который выдавал за Папу. Ты часто встречал попугаев, так чисто говорящих по-казахски?

 - Да уж… Может дать ему клюнуть коньячку, а потом разговорить… «за жизнь»…как там жилось…в клетке, в кабинете Папы…что слышал… Эй-эй…мы здесь…давай нальем…видишь, как тяжело веки опускает…

 - Нет. Вот этого – не надо! После первой – начинает жмурить глазки, после второй – летит словесная шелуха, после третьей – начинает посвистывать воробьихам, после четвертой – хамит, перед тем, как упасть замертво… всё, как у людей – «а что делать: я опять нажрался!»

 - Ну и как вытащить из него информацию? Прелюбопытно.  Ведь он мог слышать и запомнить такое… И пересказать. Нам. Из первого клюва, так сказать…жаль…молчит теперь, как партизан… Перестарался ты с коньяком…

- А кто знал? Видно Папа слишком часто оставлял недопитым бокал: попугай и пристрастился…что поделаешь – слаб птах!

 - Так. Как говорил один вьюноша – мы пойдем другим путем!.. Будем вытягивать информацию, методом погружения в среду прежнего обитания. Погружение вытолкнет на поверхность что-нибудь из глубин…ведь псиса «говорун» отличается умом и сообразительностью!

 - Да…только об этом не догадывается. Животные вообще не понимают, что они существуют. Абстрактное мышление отсутствует, память на уровне набора рефлексов. Неважно – естественных или искусственных…  Так что…

 - Стоп. Вот здесь-то и будем…как там у Шукшина: «Шанец искать»?.. Да-да…это шанс! Погружаем подопытного в обычную среду – и должны сработать искусственные рефлексы! Приобретенные за время совместного проживания! Ты же слышал – как этот попка передает интонации…что-то до боли знакомое… Теперь давай просто говорить о политике – разогреем его для разговора…и он подхватит знакомый поток речи, знакомую терминологию…просто на уровне звучащего слова….

 - Так-то оно так… Но почему ты уверен, что он станет со стенографической точностью передавать всё, что слышал? И откуда такая уверенность, что клетка висела в рабочем кабинете? Скорее, он проживал в детской – помнишь мальчишку, который его привез и отпустил? Так что…задача усложняется. Здесь следует определить – с чем немолодой, несколько подуставший от плотного ежедневного графика…действующий решительно…вот с чем он входит в детскую? С чем за плечами, на шее, в черепе…

 - Понимаю. Котелок бурлит вне зависимости – поддерживаю ли огонь.
Так с тем и входит – устал дедушка, ох как устал…дайте хоть с внучатами посижу…может отпустит работа…хоть ненадолго.

 Ладно. Берем за основу. Накрываем…давай и твой пиджак…для плотности. Делаем ночь. Да не надо отверстий! Через рукава подышит. Отбой, попка! Дремани! Как откроем – чтоб запел! А мы подскажем – про что. Нужно только правильно подобрать слова – ключевые слова, – на которые ты среагируешь. И ты выдашь всё, что знаешь. Что слышал от Папы. Слышь ты, от Па-пы!

 - Хорошо. Вошел он в детскую и… Мне почему-то видится…что он сразу валится на ковер. В одном интервью Папа сказал, что его внуки обожают бороться. Это понятно – казачата, одним словом – батырята…дедушку – на обе лопатки…это ж…такой кайф!

- Да, он победил! Женис! Победа! Так…вытаскивай попугая. Слышь, попка…женис! Женис! Ура!

Попугай встряхивает головой, пьяно зевает и хрипло выдает тираду:
«Ай, рахат-ай, рахат-ай, рахат-ай…».

- Не понял…причем тут Рахат?..

- Может он… просто выражает удовольствие и удовлетворение? Ну…хорошо ему в данный момент среди внуков и правнуков…ай, рахат-ай! Ай, хорошо-то как…

- Да нет…как-то сокрушенно он это говорит…то ли с досадой, то ли с жалостью…

- Да кто Раху жалеет теперь?

- Папе и жалко. Выборы прошли. Всё путем. Нур-Отаном. Живи и радуйся, сынок! С Папой не пропадешь. Так нет же…надо было…влезть поперек батьки… Так, что ли, попка?

Попугай выдает как из пулемета равными очередями:
«Ай, рахат-ай, рахат-ай, рахат-ай…». Причем, на все остальные вопросы.

- Нет, всё. Гонево. Попке больше не наливать. Чего заладил, попец…ай, рахат-ай…слыхали уже!..

- Я вот тут подумал…может это другой попугай?

- А что, были еще…от Папы?

- Был один. Из рассказа Брэдбери…и он тоже знал Папу…Хэма. Эрнеста…

- Хемингуэя? Тогда попке лет сто, без малого. Попугай-ата…так что ли? Глянь, кивает!..

- Попугаи живут и дольше. Кто его знает, какого Папу он действительно знал.

- Ну, знал, и что с того? Кого только по телику не кажут…

- Нет, тот попугай действительно знал Папу Хэма довольно близко. Хэм заходил постоянно в один и тот же бар, когда жил на Кубе. Попугай сидел в клетке над стойкой. Папа заправлялся с утра, чтобы впасть в рабочее состояние писателя, который не в кризисе, а просто выпивши…для процесса творческого полета. Так вот…Хэм пересказал попугаю свой неоконченный для остальной публики роман. Попугай запомнил всё до последней точки. И после смерти Хемингуэя стал стоить громадных денег, как носитель информации…живая дискета с крыльями. Может…это он к нам залетел?

-Так. Вам обоим больше не наливать. Хотя… Стоит проверить эту летающую дискету. Ну-ка, спроси его что-нибудь про Папу…в смысле…ну, чонить из Хэма…

- Да что-то на ум ничего не идет. А…вот. Попка…в глаза мне! В глаза… Как там… «Если бы со мной был мальчик…» так кажется…если бы со мной…

- «Ай, рахат-ай, рахат-ай, рахат-ай…».

- Как же там… «Ему снились львы».

-   «Ай, рахат-ай, рахат-ай, рахат-ай…».

- «Богатые люди не похожи на нас с вами»… Нет…это не Хэм. Это Скотт Фитцджеральд. Папа Хэм ему только ответил: «Да, денег у них больше».

-  «Ай, рахат-ай, рахат-ай, рахат-ай…».

- Всё. Хватает. Тест окончен. Попугай в несознанке. Или в «белой горячке».

- Похоже на то. Ладно, на посошок…и двигаем. Будь, попка!

Оставшись один, попугай «доклевал» из рюмок. Затем сокрушенно покрутил головой и саркастично резюмировал: «Да, денег у них больше»… Пытаясь спланировать со стола на пол, не вовремя вышел из «пике», ударился головой и обреченно подытожил с горестным вздохом: «Иметь и не иметь»… Потом зашагал к ближайшим кустам, стараясь держаться преувеличенно ровно, и отрешенно бормоча: «Ай, рахат-ай, рахат-ай, рахат-ай…».
Рейтинг: 
Средняя: 3.3 (6 votes)

Комментарии

Ель ага, опять травой балушься? Я тоже хочу упасть в рахатизмь... Подгони траавы-муравы!!!!

На чё намёки, пацандар. Кручинтайские такие что ли?!

Попугай говоришь?... М-да.

Ахуенно! 10 лет тому назад?!

Актуально и...анально!!!!