Айгуль ОМАРОВА. Чем дальше, тем больше дров, Или господин президент, туда ли двигаемся? (реплика)

Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал конституционный закон Республики Казахстан «О внесении дополнений в конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» - эту информацию выдали новостные ленты.

Казалось бы, нужно радоваться тому, что отныне устанавливаются 30% квоты для женщин и молодёжи. Однако лично мне радоваться не хочется, ибо общество разделяют по гендерному и возрастному признаку. Напомню, что в России женское избирательное право впервые введено было на территории Великого княжества Финляндского, входившего в ту пору в состав Российской империи, в 1906 году. А на остальной территории России женщины получили право  голоса в 1917 году. Для примера: в Британии равное избирательное право мужчин и женщин было принято только в 1928 году. Француженки стали участвовать в выборах с апреля 1944 года.

Мне могут возразить, дескать, такие квоты существуют и на Западе, который считается у нас образцом демократии. Действительно, три года назад, согласно различным данным, квоты на выборах для женщин существовали в 130 странах мира, в том числе и во Франции, Германии, Швеции. Однако в этих странах женщин не только являются депутатами парламента, муниципальных собраний, но и возглавляют правительство, руководят государством. Есть ли что-нибудь подобное у нас? Этот вопрос, разумеется, риторический, ибо ничего похожего на это в нашей стране не существует. Более того, поражает крайний цинизм властей. В тот самый момент, когда вышеназванный закон готовился к подписанию, в отставку отправляют единственную женщину на политическом Олимпе – председателя сената Даригу Назарбаеву. И  теперь в верхних эшелонах власти у нас лишь одна женщина – министр культуры и спорта Актоты Раимкулова, а на региональном – аким Кызыл-Ординской области Гульшара Абдыкаликова.

И кто-то будет утверждать, что в Казахстане делается всё, чтобы поднять уровень участия женщин во власти?!

Не знаю, обратил ли кто внимание, но и.о. министра юстиции Наталья Пан на пленарном заседании сената отметила, что 30% квоты в партийных списках вовсе не гарантирует, что этот принцип будет соблюдаться при распределении мандатов. Возможно, это просто оговорка, но почему-то, кажется, что в её словах есть сермяжная правда. Во-первых, сам принцип разделения мандатов по квоте будет вызывать недовольство многих партийцев, которые совершенно справедливо станут указывать на то, что в парламенте должны оказаться наиболее достойные люди. Иначе говоря, внутри партий при распределении мандатов предпочтение должно быть отдано тем, у кого больше заслуг или кто больше пользы принесёт для партии, как парламентарий. Словом, выбор персоналий для вручения им депутатских мандатов может вылиться во внутрипартийные склоки. Во-вторых, сам принцип разделения по гендеру и возрасту не соответствует свободе выбора и принципам демократии.

В общем, получается согласно словам незабвенного Виктора Черномырдина: - Хотели, как лучше, а получилось как всегда.

Иного и быть не могло. Не сомневаюсь, что президент Токаев был движим благородными устремлениями, когда в декабре прошлого года на заседании НСОД предлагал ввести квоты для женщин и молодёжи. Но загвоздка заключается в том, что сама политическая система страны требует реформирования, включая формирование избирательных комиссий. Без этого все принимаемые решения лишь паллиатив, который не устранит имеющиеся проблемы.

Кроме того, к участию над поправками в конституционный закон не была привлечена общественность в лице опытных юристов, специалистов международного права с тем, чтобы они могли детально изучить зарубежный опыт и предложить поправки с учётом специфики Казахстана.

И получается, что эти поправки на деле не помогут решить главный вопрос – большего участия женщин в делах государства. Так туда ли двигаемся, господин президент страны, в ту ли степь?

Не сомневаюсь, что сейчас начнётся славословие в адрес главы государства, мол, как своевременно предложил такие поправки. Но, на мой взгляд, хвалиться нечем. Квоты – лицемерное прикрытие настоящего положения женщин в республике, где насилуют, убивают, а суды освобождают от наказания преступников. Где нацпаты верещат о пресловутом уят и велят женщинам быть только сосудом для рождения детей и малайками на кухне.

Странное дело: живём в пору, когда началось 3-е десятилетие 21-го века, а кичимся тем, что нас отбрасывает назад.

 

Рейтинг: 
Средняя: 4.7 (7 votes)