Айгуль ОМАРОВА. Нурсултан Абишевич, подождите…
Нурсултан Назарбаев является Первым Президентом Республики Казахстан, обладателем статуса "Лидер нации", председателем правящей партии "Нур Отан", Совета безопасности РК, Совета по управлению Национальным фондом РК, Ассамблеи народа Казахстана, Всемирной ассоциации казахов, Совета иностранных инвесторов при президенте РК, а также Высшего попечительского совета Назарбаев Университета.
***
6 июля в Казахстане отмечают 80-летие первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.
Впервые за многие годы день рождения Елбасы и День столицы отмечается скромно. Объясняется это в первую очередь пандемией и новыми ограничительными мерами, которые власти вынуждены предпринимать, чтобы не допустить массовых заболеваний. И всё же мне почему-то кажется, что и сам первый президент суверенного Казахстана не сильно жаждал поток елея, который неизбежно пролился бы, не будь коронавируса. Почему я так думаю? Да потому, что всё время вспоминаю ответ Назарбаева на вопрос одного из журналистов о передаче власти. Не задумываясь ни секунды, он дал ответ и добавил, что хорошо помнит пример Сапармурада Ниязова. Если кто забыл, то напомню, что президент Туркмении умер, находясь на посту. А его преемник в скором времени приказал убрать все статуи Сердара (так называли в стране президента Ниязова) с площадей, а в библиотеках уничтожить книгу Ниязова «Рух наме».
Но сегодня я бы хотела вспомнить несколько моментов, связанных с Нурсултаном Назарбаевым. Первый: лето 1989 года. Шахтёрские забастовки проходят по всему СССР. Доходят и до Караганды. Шахтёры устраивают митинги у Дворца горняков и у здания шахтоуправления. Тогдашний руководитель «Карагандауголь» Дрижд даже не выходит на встречу к ним. Но вот в Караганду приезжает только что избранный первым секретарём ЦК Компартии Казахской ССР Нурсултан Назарбаев и первым делом устремляется на площадь. Вместе с ним появляются и руководители области. Митингующие шумят, не дают прибывшим говорить. Однако Назарбаева это не смущает. – Я Назарбаев, - начинает он говорить. – Я только что с самолёта и сразу к вам. Говорил с Горбачёвым.
Шахтёры замолкают. Происходящее транслируется в прямом эфире областного радио. Прильнув к репродуктору, слушаю и я. Помню и сегодня, как стучащие касками об асфальт и кричащие шахтёры постепенно сбавляли голос и на площади звучал голос Назарбаева.
Через год я уезжаю на учёбу в тогда ещё Алма-Ату и здесь в Верховном Совете 12-го созыва впервые воочию вижу Нурсултана Назарбаева. То ли веяния перестройки, то ли что другое, но Назарбаев в кулуарах свободно общался с депутатами, кого-то даже дружески обнимал, с кем-то долго и горячо о чём-то беседовал.
Немногие знают, что в августе 1991 года именно отдельные депутаты уговорили Назарбаева не лететь в Москву, не пороть горячку, а поддержать Горбачёва. Кстати, уже избранный президентом Назарбаев проводил тогда все дни в Верховном Совете, советуясь с депутатами, не улетевшими в отпуск.
Удивительно, но некоторые мои преподаватели тогда отказывали Нурсултану Назарбаеву и говорили, что у него нет харизмы и ораторского дара. Я же, помня лето 1989 года, заявляла, что как раз ораторского дара у Назарбаева не отнять. Стоит ли говорить, что позже та же преподаватель, отрицавшая ораторский дар, защитила докторскую диссертацию по политологни и как раз описала харизму Назарбаева и его умение говорить, убеждать.
Одним из памятных эпизодов в Верховном Совете был момент при обсуждении какого-то закона. В президиуме в первом ряду сидит председатель Верховного Совета 12-го созыва Серикболсын Абдильдин. Сзади него во втором ряду – Нурсултан Назарбаев.
Депутаты спорят, страсти разгораются. Один Абдильдин невозмутим. В какой-то момент Назарбаев не выдерживает и просит слова. Не оборачиваясь, Серикболсын Абдильдаевич говорит:
- Подождите, Нурсултан Абишевич, пусть сначала народные избранники скажут, потом вам предоставим слово.
Назарбаев замолкает, потому что депутаты избраны народом, его же президентом избрал Верховный Совет.
Эпизод второй. Действие происходит там же в Верховном Совете, но уже 13-го созыва. Заседание ведёт Марат Оспанов. В зале руку тянет, пытается что-то сказать депутат N (фамилию не стану называть, ибо не знаешь чего ждать от клевретов власти). Оспанов делает вид, что не замечает вытянутой руки. Ораторов же всё время активно перебивает Нурсултан Назарбаев. Ему никто не возражает.
После перерыва депутат N с ходу поднимается и требует слова. Оспанов предоставляет ему слово.
– Нурсултан Абишевич, мы с вами на одной лужайке вместе свиней не пасли, - начинает депутат. – Мы такие же народные избранники, как и вы. Извольте обращаться к нам на «Dы».
В зале тишина. Депутат же излагает свои замечания по законопроекту. На Назарбаева тяжко смотреть. Видно, как он растерян и не знает, что ему делать. Наконец он собирается с силами и просит слова. В своём выступлении тогда он извинился перед депутатами и сказал, что не хотел никого обижаться, обращаясь на «ты». «Вы же многие младше меня, мои братишки - говорил он. – Я прошу извинить меня, если я кого-то обидел таким обращением".
Эпизод третий. Идёт заседание совета иностранных инвесторов. Встаёт Александр Машкевич и начинает что-то бормотать.
– Саша, не мямли, - не выдерживает Назарбаев. – Говори, что хотел сказать!
Машкевич уже бодренько завершает:
- Да к вам, господин президент, легче попасть на приём, чем к министру финансов Оразу Жандосову. Он меня постоянно отфутболивает к своему госпоже Ертлесовой, а госпожа Ертлесова нас удовлетворить не может.
Назарбаев закипает:
- Ораз, ты, что себе позволяешь? Вот сейчас при мне скажи, когда сможешь принять Александра Антоновича.
Ораз Жандосов спокойно отвечает:
- Хорошо, Александр Антонович.
Далее он называет дату приёма и добавляет:
- И надеюсь, что, в отличие своего зама, я смогу вас удовлетворить...
Занавес. Сначала озадаченный, даже ошарашенный Назарбаев начинает хохотать первым. Машкевич, поняв какую оплошность допустил, краснеет, всё его лицо идёт пятнами. Улыбаются и иностранные инвесторы, которым переводчики перевели слова Жандосова.
Таких эпизодов можно много вспомнить. И всё время мне помнятся слова Нагашыбая Шайкенова, который был потрясён памятью президента Назарбаева, его умением выхватывать главное из текста. В период, когда разрабатывалась и принималась действующая Конституция РК, Нагашыбай Амангалеевич часто встречался с главой государства. Некоторые вещи рассказывал мне. В ответ на мой скепсис, говорил, что зря я недооцениваю потенциал президента.
Сейчас, оглядываюсь назад, отчётливо вижу, что мой скепсис во многом был оправдан. Но, когда я слышу сегодня стенания «Оян, Казак!» и обвинения Елбасы в том, что мы плохо живём, мне всё время хочется спросить, а где вы жили всё это время? Вы ходили на митинги, пикеты, протестовали против законов, которые называете антинародными? Или как депутат Т, требовали уважения к себе?
Всё познаётся в сравнении. И каждый народ заслуживает на самом деле того правителя, какой у него есть.