Марат МАМАЕВ. Средство информации должно иметь целеполагание

Предвыборные дебаты в партии «Нур Отан» обещают расширит каналы политической коммуникации в казахстанском обществе. Задача архиважная, поскольку от неё зависит устойчивое развитие страны.

Предстоящий праймериз в «Нур Отан», не ограничивается только повышением политической активности граждан. Всё-таки речь идёт о внутрипартийной дискуссии. И именно дискуссия является ключевым словом. В последние годы казахстанские специалисты стали часто говорить о неразвитых механизмах политической коммуникации. О чем собственно идёт речь? Политическая коммуникация подразумевает обмен информацией между людьми, вовлечёнными в сферу политики. Причём эти люди могут быть простыми гражданами и министрами.

Если говорить коротко, то проблема в том, что без эффективной информационной системы не возможно построить эффективные политические институты и конкурентоспособную экономику. На это указывает опыт стран ОЭСР, где существующие механизмы коммуникации между обществом и правительством достаточно разнообразные. Среди них выделяют партийные каналы. Тем более, что их количество большое и они контактируют с населением.

В Казахстане часто под политической коммуникацией понимают информирование населения. Действительно, это важный аспект жизни общества. Однако коммуникация не должна ограничиваться или сводиться к такой роли. Поскольку напоминает улицу с односторонним движением. Такая форма коммуникации носит «мобилизационный» характер. Она имеет право на существование, но не стоит забывать, что у неё есть издержки и недостатки. Если нет обратной связи, полосы со встречным движением, то правительству трудно разобраться в существующих в обществе проблемах.

Чем это чревато? Риски наглядно показала «арабская весна» в странах Ближнего востока. Политическая элита региона не имела перед собой реальной картины того, что происходит на нижних этажах общества. Как следствие, была убеждённость, что те, кто «внизу» довольны работой правительства. Однако, миф о том, что в «Багдаде все спокойно», был разрушен. Даже инертное общество, каким считали в окружающем мире арабские страны, может бросит вызов собственной элите, которая десятилетиями находилась у власти.

Как оказалось, арабское общество плохо знали не только в остальном мире, но даже местный истеблишмент. Население казалось робким потому, что не было развитых каналов политической коммуникации. Не было механизмов и как следствие возможности населению «достучаться до небес», донести информацию о накопившихся проблемах в правительство. Как следствие, министры имели смутное представление об «аккупунктурных точках». Отчасти по этой причине в Казахстане стали менять отношение к митингам, упрощать порядок их проведения.

Тенденция коснулась и партию «Нур Отан». Не стоит забывать о том, что политические организации играют роль посредника между гражданским обществом и правительством. И среди прочего выполняют роль оператора связи. Одна из задач партий - быть каналом коммуникации, доносить до правительства настроения, которые царят внутри общества. В противном случае можно столкнуться с эффектом «всадника без головы». Куда его судьба заведёт, знает только лошадь.

Коммуникация в рамках партии необходима по многим причинам, в числе которых значится и вопросы модернизации экономики. Сегодня часто приводят в пример успех азиатских стран, «тигров» АТР. Но при этом редко ссылаются на негативный опыт. Когда реформа терпели фиаско. Взять к примеру шахский Иран. В 60-ых годах в стране проводили реформы. Причём, ориентировались на светскую западную модель. Вместо положительного эффекта правительство получило отрицательный. Реформы оказались противоречивыми, обострили социальные проблемы в обществе. Как следствие, недовольство среди населения росло.

Власти игнорировали негативный фон, поскольку политическая коммуникация была односторонней: «сверху вниз». Население осталось неуслышенным. Какими бы высокими и благими целями не руководствовались реформаторы, если они не чувствуют царящие настроения в обществе, то их политика будет обречена на фиаско. В конце 70-ых годов в Иране был разрублен гордиев узел. В стране прокатилась революция, приведшая к власти консервативных клерикальных лидеров.

Конечно, кто-то может вспомнить соседний Китай, и заявить: что есть из правил исключения. Позволим напомнить, что на заре экономических реформ, внутри Компартии произошли изменения. В КПК отказалась от идеологических догм и стали придерживаться прагматичной позиции. «Практика - критерий истины!», - заявил китайский реформатор Дэн Сяопинь. Как тут не вспомнить эпоху «Большого скачка», которая для КНР едва не закончилась фиаско. А ведь тогда Компартия жёстко придерживалась идеологических установок, а внутрипартийная коммуникация сводилась только к мобилизации населения.

Партия играет роль посредника между политическим руководством и обществом, в том числе гражданским обществом. В то же время она выступает одним из каналов политической коммуникации, доносит информацию о реальном положении дел до политической элиты. Поэтому информация не должна куппироваться на разных «этажах» общества, искажаться или носить вертикально односторонний характер. С такой задачей способен справится внутрипартийный праймериз. Поскольку дискуссия предполагает обсуждение реальных проблем общества и поиск их решения.

Коммуникация явление многообразное и не сводится только к «мобилизации» населения на решение поставленных задач. С её помощью происходит партийный контроль над местными и центральными органами власти. Например, собираются данные об их работе и информировать руководство партии, правительство. Такая деятельность поможет повысить эффективность госаппарата. Можно вспомнить выступления президента РК Касым-Жомарта Токаева в начале июня этого года, где среди причин роста заболевания коронавирусом он назвал низкий КПД госарганов, которые проявляют халатность. В ходе праймериз, как показывает опыт демократических стран, также обсуждается работа и даётся оценка государственным органам.

Партийная коммуникация и, в частности праймериз, повышают не только эффективность госорганов, но и укрепляют институты гражданского общества. Задача актуальная для Казахстана. Но при условии, что НПО будут принимать участие во внутрипартийной жизни казахстанских партий. Для этого последние должны проявлять интерес к сотрудничеству и открытость. В таком случае у гражданского сектора появится дополнительные возможности оказывать влияние на протекающие в стране процессы. Тем более, что в последнее время казахстанское руководство стало больше внимания уделять гражданскому обществу. А нынешний праймериз «Нур Отана» позволяет участвовать в дебатах гражданским активистам.

Ещё одна задача, которая решается в рамках политической, в том числе партийной коммуникации - это усиление прозрачности госаппарата и общества. В такой ситуации трудно утаить шило в мешке. Для Казахстана это актуальная задача. Поскольку, как показывает опыт развитых стран, противодействие росту преступности, борьба с коррупцией трудно осуществима в условиях низкой прозрачности, когда отсутствует информация о реальном положении дел.

Обычно коммуникации отводиться роль второй и даже третьей скрипки в жизни общества. Но такая точка зрения является предвзятой. Как уже говорилось выше, без эффективных и многообразных каналов коммуникации, в том числе партийных, не возможно создать эффективную политическую, экономическую и социальную модель развития. Более того, перемены в стране начинались с формирования многообразных каналов передачи информации внутри общества. Не удивительно, что в Казахстане также стали больше обращать внимания на данный аспект.

Рейтинг: 
Средняя: 2.8 (5 votes)