Марат МАМАЕВ. Фактор доверия
Одна из проблем казахстанской политической реальности является низкий уровень доверия населения политическим институтам. Причём, наименьшей популярностью пользуются партии. При этом следует помнить, что они являются элементом гражданского общества и без них трудно добиться устойчивого развития страны. Сможет ли механизм праймериз укрепить доверие населения к партийной системе страны?
Начало праймериз вызвало спонтанную политическую активность среди населения. Согласно данным партии «Нур Отан», уже в первый день регистрации заявки на участие в мероприятии подали свыше 1000 казахстанцев, то к концу первой недели количество желающих выросло сразу до 7000 человек. Внимание обращает не только стремительный рост, а также тот факт, что большая часть, - 4496 человек, - являются самовыдвиженцами, и лишь 2419 человек были выдвинуты от первичных партийных организаций. Одним словом наблюдается личная инициатива казахстанцев.
Регистрация для участия в праймериз партии «Нур Отан» продлится до 29 августа. Возможно, к этому моменту ряды желающих станут увеличатся, но предварительные итоги уже сейчас можно подводить. Во-первых сам факт стремительного роста числа потенциальных кандидатов указывает на политическую активность населения. Во-вторых, он является показателем интереса к внутрипартийному праймериз. В-третьих, выступает одним из индикаторов доверия к политической организации. В противном случае у людей не было бы смысла и стимула принимать участие в мероприятии «Нур Отана».
Явка на президентских выборах в Казахстане
Годы |
Явка |
1991 год |
88,2% |
1999 год |
87,0% |
2005 год |
77,1% |
2011 год |
89,9% |
2015 год |
95,2% |
2019 год |
77,5% |
Следует отметить, что казахстанцы и прежде показывали высокую политическую активность, о чем говорят прошедшие в стране предвыборные кампании. Явка избирателей не опускалась ниже 60%. Показатель оставался выше, чем в развитых демократиях. К примеру на президентских выборах в США в 2016 году, когда был избран Дональд Трамп, явка составила 55,7%. На выборах во Франции в 2017 году, на которых победу одержал Франсуа Макрон, к избирательным урнам во втором туре голосования пришло 65,3% избирателей.
Но есть и отличия. Нельзя не обратить, что парламентские выборы в Казахстане демонстрируют меньшую явку избирателей, нежели президентские. Но у этого феномена есть своё логичное объяснение. Как показывают результаты соцопросов, самым высоким уровнем доверия среди политических институтов у населения пользуется президент. Картина повторяется из года в год. Причём даже смена главы государства в 2019 году не сильно отразилась на доверии к президенту.
Явка на парламентских выборах в Казахстане
Годы |
Явка |
1995 год |
79,8% |
1999 год |
62,5% |
2004 год (много партий) |
77% |
2007 год |
64,5% |
2012 год |
75,4% |
2016 год |
77,1% |
Институт президентства пока остаётся наиболее дееспособным в казахстанских реалиях. Так по данным исследования Центра стратегических инициатив (CSI), обнародованного в 2019 году, уровень доверия главе государства составил 60.8%. В то время как аналогичный показатель других органов власти и политических институтов (правительство, МВД, местные органы власти и т.д.) оказался ниже 41%. К примеру, показатель казахстанского парламента составил 32,8%, что ниже, чем у правительства (35,4%). Естественно, подобное положение сказывается и на выборах в Мажилис РК.
Показательно, что в исследовании Центра стратегических инициатив (CSI), претендовавшем на респектабельность и представленное на обсуждение публики в рамках делового Форума стратегических инициатив (ноябрь 2019 года Нур-Султан, - ред.), уровень доверия политическим партиям вообще отсутствовал. Подобное положение красноречиво говорит за себя: партии пока не рассматриваются в качестве тренда политической жизни страны.
Если брать во внимание исследования уровня доверия к партиям, - они также проводятся от случая к случаю, - то наибольшей узнаваемостью и доверием респондентов пользуется «Нур Отан». Но и здесь не все так просто. Как отмечают исследователи, причиной популярности является сам лидер организации. Впрочем, эта одна из сторон казахстанской политической реальности. Высокий процент доверия к президенту и низкий уровень доверия к другим организациям, как следует из опроса CSI, говорит о том, что население доверяет не существующим институтам, а личностям. Такое положение можно расценивать как парадокс, поскольку задача общественных институтов как раз и состоит в том, чтобы снизить влияние субъективного человеческого фактора.
Избежать «упадка» доверия можно, если усилить КПД имеющихся политических институтов. В частности партий. С этой задачей частично может справится и предстоящий праймериз, т.к. одна из его задач состоит в привлечении в организацию наиболее активной части общества.Как говорится в Постановлении «Нур Отан»: «Сильные лидеры - Сильная партия». Эффективность организации должна покоиться не на лидере, а на принципах её работы. В том числе на принципах отбора людей, кадров. Как отметил в своём недавнем председатель «Нур Отан» Нурсултан Назарбаев «Именно партии должны стать источником выдвижения во власть новых лиц - профессионалов своего дела, авторитетных лидеров, людей, болеющих за судьбу страны, умеющих принимать решения и вносить конструктивные предложения».
Кроме того, не стоит забывать, что доверие, будучи одним из критериев оценки деятельности политических институтов, складывается из многих факторов. Это компетентность, надёжность, опыт работы, открытость и прозрачность для общественности. Поэтому перспективы партий, - равно как партийной системы Казахстана в целом, - конечно же зависят от того, насколько они последовательны в своих действиях. В данном случае такой инструмент как праймериз позволяет не только повысить градус политической активности в обществе, но и укрепить доверие к партиям.
Алматы