Роботы на подходе
Писатель Вадим Панов, автор циклов «Тайный город», «Анклавы» и «Герметикон», сочинил для проекта рассказ «ДокШок». В нем он пофантазировал о недалеком будущем: через несколько месяцев после первой волны эпидемии появился еще один штамм коронавируса, в десятки раз хуже COVID-19.
О разработке в России такого прибора СМИ сообщили в середине марта. Им занимается отечественная компания «Медико-биологический союз». Устройство позволяет получить результат всего за 15 минут, но для этого нужна не кровь, а мазок из слизистой носа или глотки. По словам ученых, опытный образец могут представить уже осенью.
Панов упомянул в отрывке «Вектор» — новосибирский научный центр вирусологии и биотехнологии. В его лаборатории первыми в России разработали и внедрили тест на коронавирус. Сейчас «Вектор» трудится над вакциной.
Другую вполне реальную для России технологию описал в своем рассказе «Двести первый шаг» фантаст Сергей Лукьяненко, автор серии «Дозоры»: «Когда все боялись эпидемии, то старались меньше ходить в магазины. И построили целые заводы с посыльными дронами. А потом они стали не очень нужны, и начали делать летающие машины… А в городе Сарово строят целый завод роботов на ядерных батарейках, чтобы те делали за людей опасную работу».
К примеру, тестируют роботов, способных дезинфицировать помещения и улицы. Ими можно управлять удаленно. Дроидов, измеряющих температуру, уже закупают многие организации.
По словам основателя и управляющего директора Top 3D Group Василия Киселева, если раньше многие компании в России только задумывались об автоматизации процессов, сейчас в период самоизоляции им просто придется принимать решения быстрее. Технологии для выполнения многих действий уже существуют и продолжают совершенствоваться.
В условиях эпидемии в России пришлось ускоренно развиваться и «Умному городу». Специалисты в короткие сроки скорректировали задачи проекта и доработали системы распознавания лиц, передачи данных, QR-кодов, обработки информаций с камер видеонаблюдения и другие.
Новая медицина
Прозаик Кирилл Бенедиктов, известный по романам «Завещание ночи» и «Блокада», порассуждал о цифровизации отечественной медицины.
Основания для них есть: молекулярные «скальпели», 3D-принтеры и полигоны виртуальной реальности в России существуют, только пока широко не применяются в системе здравоохранения.
Но в стране уже активно внедряют телемедицину, при которой пациент может связаться с врачом удаленно — по скайпу или в мессенджерах. В перспективе к этой технологии планируют подключить «интернет вещей» и разработать устройства, которые смогут мониторить состояние пациента, а также выполнять некоторые медицинские процедуры.
Кроме того, в России уже есть предпосылки для создания искусственной кожи и органов с помощью 3D-печати. Онлайн-операций пока не проводят, но технически это возможно — с помощью роботизированной «руки» (манипулятора) на удаленном управлении.
Переход на «цифру»
Писатель Андрей Мартьянов в новелле «Золотая баба» рассказывает о России через 20 лет после эпидемии. Нынешняя действительность и относительно недалекое будущее переплетается у него с паранормальными явлениями.
Говоря о 2020 годе, прозаик подчеркивает преимущества страны в информатизации: «Вы представляете себе тогдашний уровень информационно-цифрового обеспечения по стране? Мы же были первыми в мире по качеству связи и ее дешевизне, работай в полной изоляции сколько угодно!»
По данным Internet World Stats на 31 декабря 2019-го, Россия входит в десятку лидеров по количеству пользователей интернета. Доступ к сети есть у 116,3 млн человек в стране. По их доле Россия в первой тройке среди топ-10: 79,73% от всего населения. Больше только у Японии и США.
Кроме того, в 2019 году Россия стала страной с самым недорогим безлимитным интернетом, по данным Content Review. Средняя стоимость тарифа у отечественных операторов составляет 613 рублей, в среднем в мире — 2791,8 рублей в месяц. Аналитики также отмечают высокую скорость российского интернета и доступность технологий ADSL и FTTH в крупных городах.
Мартьянов, впрочем, в своем рассказе не остановился на реальном и описал изобретенный в России через 20 лет агрегат для «холодного ядерного синтеза», который большинством ученых сегодня признается невозможным.
На цифровизацию в стране обращает внимание и фантаст-турбореалист Андрей Лазарчук. В рассказе «Монтана» он подходит к вопросу философски и рассуждает о влиянии «цифры» на сознание людей: «Потом у вас настала новая эпоха: эра цифры, в которую по началу никто не верил и многие считали игрушкой ваших чиновников, якобы бессмысленное Сколково, нацпроекты какие-то. И теперь смотрю на итоги — это не только вас двоих касается, парни, это мой взгляд с ледяной вершины, — вы стали совсем другие. И я даже не могу понять, в чем дело. Спокойные, уверенные?»
Глубокая цифровизация отчасти позволила России избежать высокого процента смертности от коронавируса, по сравнению с другими странами. На 30 апреля на 106 498 заболевших приходится 1 073 умерших. В Китае, откуда начала распространяться инфекция, количество заразившихся меньше (83 944), но погибших больше (4 637). Технологии помогают быстро и качественно выявлять вирус, отслеживать заболевших, а также удерживать людей дома — благодаря QR-кодам, переводу на удаленную работу и домашнему интернету, который позволяет никуда не выходить, но получать всё необходимое.
На этом фоне прогнозы фантастов не кажутся чересчур нереалистичными и могут оправдаться. Коронавирус уже способствовал бурному развитию интернет-технологий и высокотехнологичной медицины. Назад пути нет.