VOХ POPULI: Алматинцы рассказывают, как коронавирус лишил их работы

Коронавирус поставил нас лицом к лицу с двумя главными страхами — заболеть и остаться без работы. Карантин помогает нам снизить вероятность заражения, но делает совершенно беззащитными перед будущим — многих он оставил без работы, а значит, и без зарплаты. На что жить? И какие специальности — среди самых пострадавших?

Сергей

управляющий баром

— У нас весь персонал отправили по домам без каких-то выплат и определенных перспектив. Разговор был коротким, нам объявили коротко и сухо: «Нет работы — нет денег». У меня еще есть дополнительный бизнес, где я совладелец — там я переделал бар в магазин, и мы оставили сотрудникам полную зарплату, вне зависимости от того, пойдет этот бизнес или не пойдет. Естественно, у меня нет никакой обиды, каждый вправе решать самостоятельно, как вести свой бизнес. Сколько я смогу продержаться — сказать сложно. Но я не боюсь. Думаю, что это временные трудности, и я буду востребован, даже есть уверенность в этом. Обычно я воздерживаюсь от прогнозов, но как человек, переживший несколько кризисов, думаю, что всё наладится.


Яна

повар в кейтеринговой компании

— Мы готовили завтраки и обеды для сотрудников одной крупной компании. Нас собрали и объявили, что мы уходим на карантин, что в стране чрезвычайная ситуация. Сотрудники компании, для которой мы работаем, в течение месяца не будут выходить на работу в офисы, и наши обеды не нужны. Работать дистанционно мы не можем, такая профессия. Я теряю месячный оклад. Месяц я могу продержаться, но не больше: потом надо срочно работать, так как мне не на кого рассчитывать, только на себя. За будущее не очень страшно. Если на этой работе не будет для меня места, буду искать другую. Люди не перестанут есть.

Вируса боюсь. Но больше не за себя: я переживаю за здоровье своих близких.


Ермек

бортпроводник гражданской авиации

— С середины марта у нас стало резко сокращаться количество международных рейсов, лично я пропустил четыре полета — а это потеря и денег за налет, и суточных. Вскоре нам по корпоративной почте разослали бумагу, что нас всех вынужденно отправляют в неоплачиваемый отпуск. Конечно, никаких обид нет, в нашей сфере удаленно работать невозможно. А несколько дней назад нам сообщили, что все мы получим выплаты в размере оклада, то есть базовую ставку — без оплаты за полеты, которые возобновятся, как только откроются границы.

Жену тоже отправили в неоплачиваемый отпуск, садик закрыли: если детсад (у нас частный) сделает перерасчет и отправит мартовские деньги на апрель, то прорвемся. Мы этот вопрос подняли, но администрация садика не торопится отвечать. Если они потребуют стопроцентную предоплату за новый месяц в начале апреля, а это 70 тысяч тенге, то будет хуже. Нам обещали, что сокращений не будет, но неизвестно, когда снова откроются границы и возобновятся международные перелеты, а именно от этого зависит наш объем работы и, соответственно, зарплата. Я всё понимаю, в такой ситуации сейчас тысячи семей.

Коронавируса я не боюсь: как бортпроводник я ежедневно встречаю на борту самолета 300–400 человек, и если бояться инфекции, то лучше сразу утопиться. Наша компания заботится о своих сотрудниках, нам всегда предоставляют одноразовые защитные маски, перчатки, санитайзеры. Клининговые службы обрабатывают все поверхности во время уборки, системы фильтрации уничтожают до 99% микробов. Если бы сказали, что завтра надо лететь, я бы полетел, на борту я чувствую себя защищенным.


Асем

директор туристической компании

— Я не просто потеряла работу, а нахожусь на грани потери бизнеса — я соучредитель компании, которой управляю. К сожалению, пришлось отпустить 90% персонала в отпуска без содержания, а оставшихся сократить на полставки. Наша отрасль сильнее всех пострадала, у нас все продажи остановились, другого выхода из ситуации у меня не было. Сейчас сложно посчитать, насколько продолжительным для нас будет кризис-эффект и после карантина — не все сразу захотят путешествовать. Надеюсь, что государство поддержит нас в этот момент, мы продолжим работу и не закроемся. Я не боюсь, но понимаю, что, конечно, будет тяжело и понадобится много времени, чтобы восстановиться. Сейчас я принимаю все меры предосторожности в плане угрозы коронавируса. Чтобы не оказаться той, кто заразит других.


Дария

помощница по дому в семье

— Для нас с мужем введение карантина стало настоящей катастрофой: мы оказались буквально за несколько сотен метров дальше блокпоста и в ближайший месяц не сможем въехать в Алматы, где оба работаем. Он сантехник, дает объявления на OLX, и 100% заказов у него — в городе. Я помощница по хозяйству в семье в центре Алматы. За те несколько дней, что у нас были на решение вопроса, где жить в городе, мы ничего не смогли найти. Даже если бы нашли, то как за три дня переехать с тремя маленькими детьми и куда их в городе пристроить? В нашем поселке за совсем небольшие деньги за ними приглядывала соседка, а что я сделала бы в городе, где всё дорого, а очередь в детский сад надо было занимать еще в роддоме? Накоплений у нас никаких нет, есть только кредиты. Живем от заказа до заказа мужа, моя зарплата полностью уходила на погашение кредитов: брали новый холодильник, и еще приходилось кредитоваться, чтобы одеть детей к зиме. Даже если дадут отсрочку и не начислят штрафы, полностью оплату всё равно не отменят, а этот месяц надо как-то питаться. Про сам коронавирус ничего не думаю — главное, дети от него не болеют. У нас все мысли только про деньги и про то, на что жить…


Меруерт

менеджер по продажам в IT-компании

— У нас всё было очень предсказуемо: в рабочем чате нам написали, что с завтрашнего дня все идем в отпуск без содержания на один месяц, попросили отнестись с пониманием к «непростым временам». Я работаю (работала?) в IT-компании, мы поставляли и устанавливали программное оборудование для туристического сектора. При этом из дома я постоянно на связи с клиентами, у них могут в любой момент появиться вопросы, да и начатые дела нужно довести до конца. Всё понимаю, даже готова философски отнестись к отставке от работы и отсутствию зарплаты на месяц. Но если это продлится дольше, будет очень обидно.

Я смогу продержаться без зарплаты 3-4 месяца, но надеюсь, что до этого не дойдет! Могу расчитывать только на помощь близких друзей, но тоже не хотелось бы злоупотреблять, всем сейчас трудно. Я не боюсь, что на этой моей работе для меня потом не найдется места. Всё выправится и будет как прежде. А если нет, то... Не хочу сейчас об этом думать.


Илья

официант в ресторане

— Нам на общем собрании объявили о закрытии ресторана и о том, что нас всех распускают.

Предложили взять аванс в размере 70% от зарплаты. Конечно, мы, официанты, теряем еще и чаевые, это серьезная часть нашего заработка, но в условиях угрозы коронавируса это было правильное решение: лучше перестраховаться и не рисковать своим здоровьем и здоровьем своих близких.

Сейчас всё зависит от того, как долго продлится карантин. За неделю я теряю примерно 50 тысяч тенге. Около месяца я смогу продержаться. Если ситуация будет оставаться такой долго, то, надеюсь, наш работодатель поможет нам, выделит еще какие-то средства. Потерять эту работу и не найти другую я не боюсь: боюсь, если всё это затянется.

Иногда действительно становится страшно, особенно, когда смотришь, что происходит в других странах. Но я верю, что у нас до такого не дойдет. К тому же я молод и здоров, и шансы сильно пострадать от вируса у меня минимальны.


Дарья

офис-менеджер в транспортной компании

— Я координировала работу офиса, занималась оргвопросами по просьбе всех сотрудников. Нас просто вызвали к директору и объяснили, что возможности сохранить нам рабочие места нет. В связи с уменьшением объема перевозок какая-то часть сотрудников остается не у дел, а часть переходит на удаленную работу. Офис закрывается, и во мне необходимости нет. Я получила половину зарплаты за отработанные в марте две недели и ушла в отпуск без содержания. Сбережений никаких нет, рассчитывать могу только на помощь мужа.

Будущего не боюсь, думаю, постепенно всё наладится. Если не будет места на прежней работе, поищем новую. И я очень надеюсь, что скоро появится вакцина против коронавируса.


Аида

руководитель отдела в рекламном агентстве полного цикла

— 16 марта мы вышли на работу, но совместно с руководством и коллективом приняли решение, что лучше все-таки остаться на удаленке. Это элементарная ответственность не только за себя, но и за других. Тем более, что специфика нашей работы позволяет работать удаленно. 19 марта от руководства в рабочем чате пришло сообщение, что нас отправляют на месяц в неоплачиваемый отпуск. Естественно, оплата за период до 19 марта будет. Никаких других компенсаций нам не предложили.

Думаю, это единственно возможное решение для многих компаний, которые самостоятельно зарабатывают деньги, как мы. Мы прекрасно понимаем, что руководству просто негде взять денег, чтобы нам платить. Наши клиенты закрыли все проекты на ближайшие месяцы. Тоже не от хорошей жизни: у них закрылись магазины, объекты, производство. Поэтому обид и претензий к руководству нет. Есть, скорее, вопросы к государству. Почему, живя в стране, которая обладает огромными ресурсами, мы до сих пор зависим от курса доллара и абсолютно беззащитны перед такими явлениями, как рецессия, коронавирус, карантин? Как государство собирается обеспечить поддержкой людей, оставшихся без работы и зарплаты?

Я теряю свою зарплату. Других, особенно пассивных, источников дохода у меня нет. Рассчитывать на чью-то помощь я тоже не могу. У меня есть родители-пенсионеры и сестра, у которой своя семья, ребенок и свои заботы.

Я не знаю, будет ли на этой работе место для меня. Если бизнесы начнут умирать один за другим, то ни для кого никакой работы не будет. Нигде. Если через месяц-другой мы не выйдем из карантина, то народ у нас просто сопьется и начнет убивать друг друга за рулон туалетной бумаги. Вот этого я боюсь. Коронавируса боюсь гораздо меньше. Хотя и принимаю разумные меры предосторожности. И считаю, что всем лучше сейчас эти меры принять, а не бравировать своей храбростью и не отрицать опасность. Чем быстрее мы локализуем вирус, тем быстрее вернемся к нормальной жизни.

https://www.voxpopuli.kz/main/almatincy-rasskazyvayut-kak-koronavirus-lishil-ih-raboty-14524.html?fbclid=IwAR3RSU2uSpDUGTIty7kUhe32yoNSTSOoBidQexqw1arfMRrhX2CPW7VQYX0

Рейтинг: 
Средняя: 4 (2 votes)