Негина ИСМАИЛОВА. Активист ДВК получил три года тюрьмы за участие в «секретном» чате
На минувшей неделе в один и тот же день 20 сентября сразу в двух регионах Казахстана прошли судебные заседания с участием людей, открыто поддерживавших ДВК Мухтара Аблязова и занимавшихся антиконстуционными призывами. Примечательно, что делали они это в том числе и в «секретном» Telegram-чате ДВК – это к вопросу о том, как именно беглый банкир заботиться о безопасности своей паствы.
В Алматы по делу активиста Асета Нуржаубая судебное разбирательство находится в самом разгаре. На последнем по времени заседании судья Медеуского районного суда по уголовным делам Улан Кишибай поддержал запрос прокурора относительно ключевого свидетеля. Прокурор с начала судебного процесса заявлял, что не может обеспечить явку ключевого свидетеля – 17-летней Ляззат Бакбергеновой. Прокурор просил суд обойтись показаниями, данными ею в период досудебного следствия.
Против этого активно возразила адвокат подсудимого Камила Толыбаева, которая настаивает, что явка ключевого свидетеля Бакбергеновой строго обязательна для устранения имеющихся, по словам юриста, противоречий в ее показаниях. В этот раз ее аргументы не были приняты во внимание, поскольку ранее судья, ее поддерживавший, на этот раз объявил - суд не может бесконечно дожидаться свидетельницы. После чего огласил показания, которые она дважды давала в период следствия.
Выяснилось, что противоречия, о которых говорили адвокат и подсудимый, заключаются в разных датах, названных оба раза свидетельницей. Согласно одному варианту показаний, Нуржаубай заявил о своей поддержке движения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК) до 12 марта этого года, а в ночь с 12 на 13 марта сообщил лидеру движения Мухтару Аблязову о своем выходе из числа активистов, на что получил согласие.
Согласно второму варианту, те же действия Нуржаубай проделал 14 и 15 марта. Нюанс в том, что ДВК было запрещено судом как экстремистская организация днем 13 марта. Подсудимый и его адвокат в связи с этим настаивают, что согласно первым показаниям свидетельницы Нуржаубай не нарушал закон, поскольку вышел из движения ДВК до признания его экстремистской организацией.
Помимо обвинений в экстремизме Асет Нуржаубай также подозревается в том, что путем обмана и злоупотребления доверием похитил у своей сожительницы 3 миллиона 600 тысяч тенге. Так что здесь разбирательства еще продолжатся, а сам процесс по его делу стартовал 31 июля.
В тот же день в Актау к трем годам тюрьмы был приговорен активист Абловас Джумаев по обвинению в «разжигании социальной розни» и «призывах к насильственному захвату власти» после его участия в Telegram-чате ДВК. Судья, ведший этот процесс, сообщил, что в ходе судебного разбирательства были найдены объективные доказательства предъявленным обвинениям, а также о том, что никаких оснований для замены уголовного наказания на альтернативные меры в деле нет, поэтому суд решил вынести приговор о лишении свободы, но учел, что у подсудимого есть семья.
Согласно приговору суда, Абловас Джумаев трехлетний тюремный срок будет отбывать в исправительном учреждении средней безопасности. Срок отбытия наказания исчисляется со дня ареста подсудимого, который произошел 11 мая. Суд также постановил, что Джумаев должен возместить 167 тысяч 117 тенге, потраченных на проведение судебной экспертизы.