Макс ИВОЛГИН. Начинаешь бизнес - готовься к войне
Опубликовано: 05.09.2007
Бизнес – это война
Открывая свое дело, всегда следует помнить об этом. Вы вступаете на поле боя, и ваша сверхзадача – победить всех конкурентов, по возможности разорить их, пустить их компании по миру. Словом, жесткость и жестокость должны быть по-настоящему военными, словно вы – испанский конкистадор, а ваши соперники – индейцы из племени майя, и итог вашей борьбы с конкурентами не должен сильно отличаться по последствиям от экспедиций Европы в Новом Свете. Бизнес – это война до последней капли финансов.
Поскольку это война, то многие военные технологии были в свое время взяты на вооружение дельцами. О них и поговорим ниже.

Бенчмаркинг: разведка и шпионаж
Как и многое в бизнесе, бенчмаркинг был изобретен японскими дельцами. Компания Xerox в свое время с удивлением обнаружила, что лишилась практически всей своей доли рынка, которой распоряжается аналогичная компания Fuji родом из Страны восходящего солнца. Так американские бизнесмены впервые узнали, что такое бенчмаркинг. Это – один из наиболее популярных методов в мире бизнеса, прямой выходец из военных сфер.
Корпоративная разведка получила развитие как раз после оглушительного триумфа японской техники на мировых рынках. Смысл бенчмаркинга – доскональное изучение рынка и конкурентов и адаптация в своей кампании лучших наработок ведения дела. Здесь речь идет в основном о методах управления своим бизнесом, их и перенимают. Кража технологий производства имеет отношение к недобросовестному бенчмаркингу, который еще с советской эпохи мы знаем под названием «промышленный шпионаж». Корпоративная разведка отличается от промышленного шпионажа. Разведчики не ставят перед собой цель выведать секреты производства. Их задача - узнать или понять конкурентов, перенять у них наиболее эффективные ходы, возможно, сманить лучших сотрудников (двойная выгода: враг ослаблен в области человеческих ресурсов, что уже хорошо, кроме того, вам удалось заполучить специалиста), предугадать дальнейшие действия противника на бизнес-поле и нанести превентивный удар.
Кроме того, разведчики изучают не только конкурентов и сегмент рынка, на котором действует их компания, они изучают фактически все эффективные методы управления делом. То есть, в их поле зрения оказываются и компании, которые не являются конкурентами, зато зарекомендовали себя как эффективные субъекты рынка.
Деловая разведка признана во всем мире как один из инструментов конкурентной борьбы. Разведывательные подразделения успешно работают в крупнейших мировых компаниях. Наиболее эффективными в смысле разведки считаются подразделения таких крупных фирм как Procter & Gamble, Merck, NutraSweet и Motorola. В последней компании, кстати, в свое время на работу был принят Ян Херринг, бывший сотрудник ЦРУ США. Ему поручили отстроить систему внутренней и внешней разведки компании. Ян Херинг, недолго думая, перенес принципы работы государственных разведывательных служб в коммерческий сектор.
Область применения технологий деловой разведки не ограничена какой-то определенной отраслью экономики. Соответствующие службы имеются не только в автомобилестроительной, парфюмерно-косметической и hi-tech индустрии. Например, служба внутренней и внешней разведки существует во всемирно известном рекламном агентстве TBWA/Chiat Day. Корпоративная разведка - это актуальное направление деятельности для любой компании, которая готова включить соответствующие службы и подразделения в свою структуру, обеспечить финансирование и предусмотреть рычаги использования собранных данных в своих бизнес-процессах.
Управление персоналом (HR-менеджмент)
Управление человеческими ресурсами – это наиболее яркая иллюстрация того, что корни современных бизнес-методов находятся в армии.
Бизнесмен, как полководец, должен постоянно думать о своем коллективе как о военном отряде, которому время от времени приходится совершать боевые подвиги. При этом если в армии все приказы должны быть исполнены беспрекословно (а их обсуждение - потом), то в бизнесе приходится прибегать к всевозможным ухищрениям, чтобы заставить людей делать то, что выгодно компании. Поэтому управление человеческими ресурсами включает в себя такие методы как:
- мотивация персонала;
- управление карьерой;
- кадровый имидж компании;
- лояльность сотрудников;
- морально-психологический климат в коллективе;
- сплочение коллектива и т.д.
Каждый из описанных методов или HR-технологий является отдельной темой для большого разговора, так много здесь нюансов. Если говорить коротко, то грамотный менеджмент в области управления персоналом позволит вам превратить «жалкий сброд» наемников в профессиональную команду, которая понимает и разделяет цели компании, питает к своему руководству безграничную лояльность и точно так же безгранично ненавидит конкурентов. Каждый член этой спаянной команды готов подставить плечо коллеге, осознанно подчиняется корпоративной культуре и дисциплине.
Такой отряд можно вести на взятие любого Карфагена. Он, несомненно, будет разрушен.
Грядут корпоративные войны?
Жесткая конкуренция привела в конце концов к прямым столкновениям на рынке. Так зародились корпоративные войны. Каждая победа в таких войнах – это еще один шаг к процветанию компании.
Как и в нормальной войне, полководцы должны (вынуждены?) использовать любые незапрещенные методы, чтобы одержать победу. При этом особую оценку приобретают нестандартное мышление менеджеров-офицеров, умение «совершить переход через Альпы», способность найти как минимум два выхода из безвыходной ситуации.
Начиная бизнес (пусть даже открытие магазинчика), морально следует быть готовым к тому, чтобы вступить в прямые боевые действия против конкурента. Рано или поздно это случится. Если вы не воюете с конкурентами, значит, вас уже победили.
Вам необходим сплоченный коллектив, в котором высока доля профессионалов и просто талантливых сотрудников. Вы должны всегда искать и привлекать в свою компанию толковых и чистоплотных менеджеров, профессиональных юристов, гениальных разведчиков. Вы должны выстроить четкую систему управления персонала и точно знать, насколько она эффективна.
В условиях Казахстана, то есть, бизнеса по-нашему практически любой подготовленный и обученный коллектив способен порвать на тряпочки любую из ныне существующих компаний. Задумайтесь над этим.
Грядут корпоративные войны и в нашей стране. Это связано с приходом на рынок западных и российских компаний, которые сильнее любой казахстанской компании не только потому, что действовали на рынках, существенно отличающихся от бархатного климата казахстанского бизнеса. Мы наверняка воочию увидим, как конкистадоры покоряли Америку. Это будет выглядеть именно так: разоренные компании, тотальное властвование на рынке пришлых и, естественно, увод средств за границу. Вступление в ВТО похоронит девяносто процентов казахстанского бизнеса, судя по тому бездарному управлению делами, которое практикуется в нашей стране. В принципе, с точки зрения потребителя, для которого по-прежнему останутся рабочие места, этот крах казахстанских бизнесменов выгоден. Хотя бы с той стороны, что пришлые будут давать качество товаров и услуг по более дешевым, нежели сейчас, ценам, а не то деревенское хамство и отвратительное качество, которое имеем мы сейчас. Невыгодно это лишь самим бизнесменам и, в конечном счете, государству. Но на бизнесменов можно смело плюнуть (им тоже плевать на потребителей, так что это адекватное отношение), а государственные заморочки и проблемы – это государственные заморочки и проблемы. Так что пусть на эту тему голова болит у президента и партии «Нур Отан».
Напутствие: ни пощады, ни жалости
Главное, что должен усвоить любой бизнесмен: как и на войне, в бизнесе нет места ни жалости, ни какой-либо пощады конкурентам. В наших, скажем так, тепличных условиях особенно.
Казахстанская так называемая бизнес-элита до сих пор пребывает в блаженном заблуждении относительно своего статуса в обществе, полагая, что он никогда не изменится. Из этой среды лишь единицы занимаются развитием бизнеса, и применяют в своей деятельности западные методики. И даже рейдерство, активно применяемое некоторыми из этой «блаженной тусовки», говорит не о продвинутости нашей бизнес-элиты, а о неумении работать в условиях конкурентной борьбы, используя честные (или даже условно честные) методы.
Это – легкая добыча для волков бизнеса. В условиях ВТО, когда любая финансовая и иная деятельность компаний просто обязана быть прозрачной, когда мировое бизнес-сообщество будет четко пресекать любые попытки государства оказать поддержку «тепличным мальчикам» они падут первыми.
Сейчас, в преддверии вступления в ВТО, у начинающих бизнесменов «от сохи» (из народной гущи) появился уникальный шанс разобраться с этой «теплицей», не дожидаясь прихода иностранцев. Главное – забыть о ложном чувстве патриотизма (типа, это же наша национальная элита), не бояться многочисленных высокопоставленных родственников этих псевдо-бизнесменов, воспитать в себе настоящую классовую ненависть к этим богатеньким отпрыскам. И все это время копить ресурсы, собирать информацию, выстраивать свою компанию, прорабатывать стратегии. А потом жесткими, но законными действиями вышвырнуть этих «бизнесменов» с рынка. Методов много, начиная от переманивания персонала конкурентов и заканчивая демпингом. Помните, что ваша цель – это ваше личное преуспевание. Все, кто этому прямо или косвенно мешает, должны быть наказаны – разорением, к примеру. Для этого не нужна высокопоставленная поддержка. Все, что нужно для этого – ваше четкое осознание того, что вы ведете войну. Это не рыцарский турнир, а полномасштабная война – с использованием разведки и «партизанщины», с дезинформацией, с подкупом вражеских сил.
От того, насколько жестко вы себя поведете на рынке, зависит и ваше процветание. Помните об этом.
Открывая свое дело, всегда следует помнить об этом. Вы вступаете на поле боя, и ваша сверхзадача – победить всех конкурентов, по возможности разорить их, пустить их компании по миру. Словом, жесткость и жестокость должны быть по-настоящему военными, словно вы – испанский конкистадор, а ваши соперники – индейцы из племени майя, и итог вашей борьбы с конкурентами не должен сильно отличаться по последствиям от экспедиций Европы в Новом Свете. Бизнес – это война до последней капли финансов.
Поскольку это война, то многие военные технологии были в свое время взяты на вооружение дельцами. О них и поговорим ниже.

Бенчмаркинг: разведка и шпионаж
Как и многое в бизнесе, бенчмаркинг был изобретен японскими дельцами. Компания Xerox в свое время с удивлением обнаружила, что лишилась практически всей своей доли рынка, которой распоряжается аналогичная компания Fuji родом из Страны восходящего солнца. Так американские бизнесмены впервые узнали, что такое бенчмаркинг. Это – один из наиболее популярных методов в мире бизнеса, прямой выходец из военных сфер.
Корпоративная разведка получила развитие как раз после оглушительного триумфа японской техники на мировых рынках. Смысл бенчмаркинга – доскональное изучение рынка и конкурентов и адаптация в своей кампании лучших наработок ведения дела. Здесь речь идет в основном о методах управления своим бизнесом, их и перенимают. Кража технологий производства имеет отношение к недобросовестному бенчмаркингу, который еще с советской эпохи мы знаем под названием «промышленный шпионаж». Корпоративная разведка отличается от промышленного шпионажа. Разведчики не ставят перед собой цель выведать секреты производства. Их задача - узнать или понять конкурентов, перенять у них наиболее эффективные ходы, возможно, сманить лучших сотрудников (двойная выгода: враг ослаблен в области человеческих ресурсов, что уже хорошо, кроме того, вам удалось заполучить специалиста), предугадать дальнейшие действия противника на бизнес-поле и нанести превентивный удар.
Кроме того, разведчики изучают не только конкурентов и сегмент рынка, на котором действует их компания, они изучают фактически все эффективные методы управления делом. То есть, в их поле зрения оказываются и компании, которые не являются конкурентами, зато зарекомендовали себя как эффективные субъекты рынка.
Деловая разведка признана во всем мире как один из инструментов конкурентной борьбы. Разведывательные подразделения успешно работают в крупнейших мировых компаниях. Наиболее эффективными в смысле разведки считаются подразделения таких крупных фирм как Procter & Gamble, Merck, NutraSweet и Motorola. В последней компании, кстати, в свое время на работу был принят Ян Херринг, бывший сотрудник ЦРУ США. Ему поручили отстроить систему внутренней и внешней разведки компании. Ян Херинг, недолго думая, перенес принципы работы государственных разведывательных служб в коммерческий сектор.
Область применения технологий деловой разведки не ограничена какой-то определенной отраслью экономики. Соответствующие службы имеются не только в автомобилестроительной, парфюмерно-косметической и hi-tech индустрии. Например, служба внутренней и внешней разведки существует во всемирно известном рекламном агентстве TBWA/Chiat Day. Корпоративная разведка - это актуальное направление деятельности для любой компании, которая готова включить соответствующие службы и подразделения в свою структуру, обеспечить финансирование и предусмотреть рычаги использования собранных данных в своих бизнес-процессах.
Управление персоналом (HR-менеджмент)
Управление человеческими ресурсами – это наиболее яркая иллюстрация того, что корни современных бизнес-методов находятся в армии.
Бизнесмен, как полководец, должен постоянно думать о своем коллективе как о военном отряде, которому время от времени приходится совершать боевые подвиги. При этом если в армии все приказы должны быть исполнены беспрекословно (а их обсуждение - потом), то в бизнесе приходится прибегать к всевозможным ухищрениям, чтобы заставить людей делать то, что выгодно компании. Поэтому управление человеческими ресурсами включает в себя такие методы как:
- мотивация персонала;
- управление карьерой;
- кадровый имидж компании;
- лояльность сотрудников;
- морально-психологический климат в коллективе;
- сплочение коллектива и т.д.
Каждый из описанных методов или HR-технологий является отдельной темой для большого разговора, так много здесь нюансов. Если говорить коротко, то грамотный менеджмент в области управления персоналом позволит вам превратить «жалкий сброд» наемников в профессиональную команду, которая понимает и разделяет цели компании, питает к своему руководству безграничную лояльность и точно так же безгранично ненавидит конкурентов. Каждый член этой спаянной команды готов подставить плечо коллеге, осознанно подчиняется корпоративной культуре и дисциплине.
Такой отряд можно вести на взятие любого Карфагена. Он, несомненно, будет разрушен.
Грядут корпоративные войны?
Жесткая конкуренция привела в конце концов к прямым столкновениям на рынке. Так зародились корпоративные войны. Каждая победа в таких войнах – это еще один шаг к процветанию компании.
Как и в нормальной войне, полководцы должны (вынуждены?) использовать любые незапрещенные методы, чтобы одержать победу. При этом особую оценку приобретают нестандартное мышление менеджеров-офицеров, умение «совершить переход через Альпы», способность найти как минимум два выхода из безвыходной ситуации.
Начиная бизнес (пусть даже открытие магазинчика), морально следует быть готовым к тому, чтобы вступить в прямые боевые действия против конкурента. Рано или поздно это случится. Если вы не воюете с конкурентами, значит, вас уже победили.
Вам необходим сплоченный коллектив, в котором высока доля профессионалов и просто талантливых сотрудников. Вы должны всегда искать и привлекать в свою компанию толковых и чистоплотных менеджеров, профессиональных юристов, гениальных разведчиков. Вы должны выстроить четкую систему управления персонала и точно знать, насколько она эффективна.
В условиях Казахстана, то есть, бизнеса по-нашему практически любой подготовленный и обученный коллектив способен порвать на тряпочки любую из ныне существующих компаний. Задумайтесь над этим.
Грядут корпоративные войны и в нашей стране. Это связано с приходом на рынок западных и российских компаний, которые сильнее любой казахстанской компании не только потому, что действовали на рынках, существенно отличающихся от бархатного климата казахстанского бизнеса. Мы наверняка воочию увидим, как конкистадоры покоряли Америку. Это будет выглядеть именно так: разоренные компании, тотальное властвование на рынке пришлых и, естественно, увод средств за границу. Вступление в ВТО похоронит девяносто процентов казахстанского бизнеса, судя по тому бездарному управлению делами, которое практикуется в нашей стране. В принципе, с точки зрения потребителя, для которого по-прежнему останутся рабочие места, этот крах казахстанских бизнесменов выгоден. Хотя бы с той стороны, что пришлые будут давать качество товаров и услуг по более дешевым, нежели сейчас, ценам, а не то деревенское хамство и отвратительное качество, которое имеем мы сейчас. Невыгодно это лишь самим бизнесменам и, в конечном счете, государству. Но на бизнесменов можно смело плюнуть (им тоже плевать на потребителей, так что это адекватное отношение), а государственные заморочки и проблемы – это государственные заморочки и проблемы. Так что пусть на эту тему голова болит у президента и партии «Нур Отан».
Напутствие: ни пощады, ни жалости
Главное, что должен усвоить любой бизнесмен: как и на войне, в бизнесе нет места ни жалости, ни какой-либо пощады конкурентам. В наших, скажем так, тепличных условиях особенно.
Казахстанская так называемая бизнес-элита до сих пор пребывает в блаженном заблуждении относительно своего статуса в обществе, полагая, что он никогда не изменится. Из этой среды лишь единицы занимаются развитием бизнеса, и применяют в своей деятельности западные методики. И даже рейдерство, активно применяемое некоторыми из этой «блаженной тусовки», говорит не о продвинутости нашей бизнес-элиты, а о неумении работать в условиях конкурентной борьбы, используя честные (или даже условно честные) методы.
Это – легкая добыча для волков бизнеса. В условиях ВТО, когда любая финансовая и иная деятельность компаний просто обязана быть прозрачной, когда мировое бизнес-сообщество будет четко пресекать любые попытки государства оказать поддержку «тепличным мальчикам» они падут первыми.
Сейчас, в преддверии вступления в ВТО, у начинающих бизнесменов «от сохи» (из народной гущи) появился уникальный шанс разобраться с этой «теплицей», не дожидаясь прихода иностранцев. Главное – забыть о ложном чувстве патриотизма (типа, это же наша национальная элита), не бояться многочисленных высокопоставленных родственников этих псевдо-бизнесменов, воспитать в себе настоящую классовую ненависть к этим богатеньким отпрыскам. И все это время копить ресурсы, собирать информацию, выстраивать свою компанию, прорабатывать стратегии. А потом жесткими, но законными действиями вышвырнуть этих «бизнесменов» с рынка. Методов много, начиная от переманивания персонала конкурентов и заканчивая демпингом. Помните, что ваша цель – это ваше личное преуспевание. Все, кто этому прямо или косвенно мешает, должны быть наказаны – разорением, к примеру. Для этого не нужна высокопоставленная поддержка. Все, что нужно для этого – ваше четкое осознание того, что вы ведете войну. Это не рыцарский турнир, а полномасштабная война – с использованием разведки и «партизанщины», с дезинформацией, с подкупом вражеских сил.
От того, насколько жестко вы себя поведете на рынке, зависит и ваше процветание. Помните об этом.
Комментарии
Неизвестный
11 сентября, 2007 - 06:04
Постоянная ссылка (Permalink)
Ужос нах. А в приницпе - очень даже точно.
Неизвестный
12 сентября, 2007 - 21:08
Постоянная ссылка (Permalink)
Угу. Человенк человеку - волк. не нами сказано и не вчера. А очень давно, До нашей эры.
Michaelvom
12 сентября, 2014 - 03:15
Постоянная ссылка (Permalink)
как создать дизайн эффективной рекламы
Всем известно, реклама – залог эффективной торговли. Именно она поможет увеличить круг людей, которые узнают о всякой продукции, ее тонкостях и характеристиках. В наше время потенциалы рекламного рынка огромны: использование радио, телевидения, использование рекламы в журналах и интернет-изданиях, реклама на улицах города.
разместить рекламу на телевидении
Определиться с видом рекламы, которая наиболее действенно покажет ваш продукт или услугу, поможет профессиональное агентство рекламы. Агентство «ДА!» уже большое время на рынке и может воплотить интересные рекламные ходы для товара и услуг на широком потребительском рынке. Особенности деятельности «ДА!» – это ведение всего цикла рекламной кампании, сюда включено исследование рынка, поиск потенциальных клиентов, создание рекламной концепции и прослеживание результатов всей кампании.
как организовать выставку
Рекламные показы и телереклама – наш конек, где мы максимально сильны. Считаем, что эти направления дадут возможность провести рекламу в огромных масштабах, чтобы получить ожидаемый результат.
производство и установка выставочных стендов
Обратившись к нам, вы получите индивидуальный подход, основанный на мировых стандартах деятельности рекламных агентств, который, безусловно, принесет очень хорошие результаты.